Татьяна Валерьевна Олемская
Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы папок - передвижек из опыта работы.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к истории родного края помогает работа по оформлению папок - передвижек, в которых можно предложить родителям материал для интересной совместной деятельности в семье, помочь сделать досуг увлекательным и разнообразным.
Публикация «Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Республика, область, край. Список городов
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Уважаемые родители!
В жизни дошкольника родной край занимает одно из важных мест, и от того, какое отношение сложится у него к «малой Родине», будет зависеть его дальнейшее становление как личности.
Мы с детьми читаем легенды, сказки о родном крае. Именно художественная литература обладает познавательно-преобразовательными возможностями. Художественная литература, активно воздействуя на чувства и разум ребенка, развивает его эмоциональность, восприимчивость.
Мы благодарим всех родителей за интерес и любовь к родным местам, которые они воспитывают у своих детей, благодарим за предоставленные фотографии. Посмотрите на наших ребят: уж они - то знают, какие бывают холмы, утёсы и как красива матушка - Волга!
Уважаемые родители! Читайте детям Жигулевские сказки, легенды, мифы, обращайте внимание на старинные слова, объясняйте их детям, подбирайте образные выражения, эпитеты, сравнения.
Помогайте детям!
Читайте вместе!
Любите наш родной край!
Детям старшего дошкольного возраста интересна история родного края. Они рассказывают друзьям, родным о том, с чем познакомились в детском саду, поэтому необходимо знакомить родителей с тем, что узнали дети, чтобы они могли общаться на равных и планировать этапы совместной семейной деятельности в данном направлении. Тексты легенд, мифов, подборка слов для словарной работы помогут в этом.
Легенда о Молодецком кургане и Девьей горе «Утёсы над Волгой».
Давно это было, очень давно. В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в рост человека.
Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой, обуяла зависть. Они и до этого разбойничали по землям. А тут решили совершить набег на Волгу, взять в полон мирных людей, что жили по ее берегам.
Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик:
- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!
Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое - добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них тучу стрел.
А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.
В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать вражьи челны. Началась суматоха в стане пришельцев. Тонут они в бурных волнах. Кого-то на помощь зовут. Но никто их не слышал. Только время от времени, как эхо в горах, раздавался тот же грозный окрик:
- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!
Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А те, кто уцелел, поспешили на восток, откуда явились.
И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой - Девьей горой.
Словарная работа: обширная равнина, несметные стада, хлеба колосились в рост человека, обуяла зависть, кочевники, полон, челны, грозный окрик, туча стрел, бурные воды, отвесные скалы, высокие утёсы, крутой берег, неприступная стена, Молодецкий курган, Девья гора, добрый молодец Микула, девица Дарьица, враги, вражьи люди, вражьи челны, жестокие кочевники, суматоха в стане пришельцев.
Княжна Волга.
Под Сызранью возле острова-холма стоял главный дворец княжны Волги, жены Разина. Во дворце много складов с драгоценностями, которые бросал Разин в Волгу в подарок княжне. Все добро с утонувших пароходов и барж попадало во дворец. Из дворца княжна Волга никогда не выходила. К ней входить имела право только щука-нянька. Простые рыбы чехони служили княжне разведчиками. Они рассказывали, что на белом свете делается. Когда приходили гости- утопленники щука-нянька провожала их на простор, к морю. Говорила, что во дворце тесно, а в море свободно. Когда товарищей Степана Разина прокляли, все они превратились в камни у Молодецкого кургана. А Разин не захотел и остался мучиться. Когда по воскресеньям проклинали его в церквах – княжна Волга стонала и плакала, потому, что слышала, как прикованный цепями мучился и проклинал своих врагов Степан. В это время ни одна рыба не выходила - они жалели и стерегли княжну. Однажды не услышали рыбы стонов княжны. Перестали бить в колокола, прекратились проклятия Степана. Старая щука-нянька приказала чехони узнать, почему звона нет. Отправилась глупая чехонь гурьбой на разведку. Принесла чехонь весть, что в городах толпятся люди и что-то кричат и никто не ловит рыбу. Княжна, узнав об этом от щуки-няньки, приказала послать рыбу поумнее. Послала щука наверх умную красную рыбу - севрюгу. Узнала севрюга, что камни - Степановы товарищи - ожили и пошли расковывать цепи Степана. Княжне они приказали идти навстречу мужу. Надела княжна шелковый наряд и с щукой-нянькой и красной рыбой ушла из дворца. С тех пор чехонь охраняет дворец и ждет, когда его богатства понадобятся.
Словарная работа: Сызрань, остров-холм, дворец, княжна, склад, драгоценности, баржа, щука-нянька, простор, белый свет, стерегли, стоны,
проклинать, гурьба, разведчики, чехонь, севрюга, богатства, толпятся.
Так как работа проводится в несколько этапов, материалы папки - передвижки нуждаются в обновлении. Для родителей можно провести индивидуальные консультации, предложить тексты, рассказать о приёмах работы с детьми, разместить фотографии с изображением деятельности детей в детском саду по интересующей теме.
Уважаемые родители!
Мы продолжаем знакомить детей с мифами, легендами и сказками родного края. Вы уже читали легенду «Утёсы над Волгой» и миф «Княжна Волга». Совместная словарная работа с детьми по тексту легенды «Утёсы над Волгой» помогла детям не только глубже познать прошлое своего края, но и пересказывать легенду своими словами, употребляя в речи слова из текста, которые были непонятны ранее.
Сейчас мы знакомим детей с мифом «Княжна Волга». Предварительная работа показала, что у детей появился интерес к событиям «старины далёкой», жизни людей в прошлом. Дети слышали о Степане Разине, многие живут на улице Степана Разина, которая находится недалеко от нашего детского сада. А Волга им интересна в связи с чудесами и чудесными превращениями из преданий, мифов и легенд.
«В это время Волга будто глубоко вздохнула» - рассказываем мы слова мифа «Утёсы над Волгой». И рассуждаем с детьми: «Наверное, чудо случилось, Волга как - будто ожила», «Может это волшебная река, как человек вздохнула». Дети готовы поверить, что Волга – это не только река, которую они любят.
Мы объясняем детям, кто такая «княжна», что значит «остров-холм», кто такие разведчики, что значит «прикованный цепями», «проклинали», «толпятся». Многие слова знакомы по русским народным сказкам: «белый свет», «приказать», «весть», «драгоценности», «шёлковый наряд», «простор», но есть и новые слова: чехонь, севрюга.
Мы рассказываем о чудесах с превращениями товарищей Степана Разина в камни у Молодецкого кургана и гордом Разине, который «не захотел и остался мучиться».
Дети подготовительной группы понимают, что относились люди к Степану Разину по-разному, жалеют его, княжну Волгу и радуются тому, что ожившие товарищи Разина «пошли расковывать цепи Степана».
Детям интересно многое, но познавательные интересы надо поддерживать, а поэтому нужна систематическая работа и в детском саду, и дома. Интерес взрослых часто передаётся детям. Желание заинтересовать, увлечь очень ценно для ребёнка, так как он чувствует поддержку, ведь мама и папа беседуют с ним на равных.
А для нас, взрослых, важно то, что в процессе совместной деятельности детского сада и семьи происходит познавательно-речевое развитие. Но детям обязательно нужна помощь и поддержка. И словарная работа, проводимая взрослыми, – это первый шаг к глубокому осмыслению текста, а также высокому уровню понимания литературного образа, что возможно у детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые родители!
Беседуйте с детьми, спрашиваете, объясняйте, что им непонятно.
Желаем вам увлеченности, удачи, а мы, педагоги, всегда готовы придти на помощь!
Также в процессе работы можно предложить родителям анкету, которая поможет воспитателям найти новые методы и приёмы работы по ознакомлению с историей родного края воспитанников и их родителей.
Анкета.
1. Какие трудности у детей вызывает ознакомление с легендами и сказками родного края?
2. Какие вы испытываете трудности в работе с детьми по данному вопросу?
3. Нужна ли Вам помощь педагогов группы? Укажите: индивидуальная консультация, групповая консультация и т. д.
4. Как вы считаете: нужна ли ребёнку ваша помощь или достаточно той работы, которая проводится в детском саду педагогами?
5. Каким образом произошло обогащение словаря ребёнка в процессе ознакомления с легендами и сказками о родном крае?
Любоваться красивыми видами родных просторов можно бесконечно, но важно помнить о том, как сохранить эту красоту. Без развития интереса к прошлому и настоящему, воспитания любви и бережного отношение к родной земле это сделать невозможно. Вот почему так много значит работа по краеведению с детьми дошкольного возраста. В ней познание прошлого и настоящего для будущего.