Ангелина Лунёва
«Звуки [г] [г’], буква «Г». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной речи, учить учащихся выделять звук [г] в ряду слов, различать мягкий и твёрдый звуки; обогащать словарь словами со звуком [г]; дифференцировать понятия «звук – буква»
1. Организационный момент
Приветствие. - Сядет тот, чьё имя я назову ласково.
2. Введение в тему.
Ребенку предоставляется несколько предметов: огурец, колбаса, мячик, йогурт, из которых он должен выбрать лишний.
Что осталось? Как назвать одним словом? (Продукты).
Молоко, стол, машина, кубик. (Что лишнее) Молоко. Это что? Продукт.
Определение темы занятия Продукты.
- Прослушайте стихотворение, какой звук встречается чаще других?
Гром гремит, гроза грохочет-
Напугать гроза нас хочет!
Небо было голубое, стало грозное, стальное.
Град горошинками бьёт, град гулять нам не даёт.
- Какой звук слышится чаще других?
- Назовите парный ему мягкий звук.
- Напишите букву Г пальцем правой руки на левой ладони.
- Кто догадался, какой звук и какую букву мы будем повторять на занятии?
3. Беседа с детьми:
Почему человеку необходимо кушать? Что мы едим?
Как называется утренняя еда? (Утренняя еда называется завтрак)
Значит, что делают люди утром? (Завтракают).
Что делают в обед, ужин?
Как можно назвать все то, что мы едим, одним словом? (Продукты)
Посмотри, пожалуйста, какие продукты ты знаешь? Назови их. (Ребенок перечисляет какие продукты знает)
4. Актуализация имеющихся знаний и представлений.
1. Артикуляция и характеристика звука.
2. Нахождение сходства буквы Г с предметами и другими буквами.
- Подчеркните букву:
Г ч Т г т Ч Г П
• Дифференциация мягкого и твёрдого звука.
- Я буду диктовать слоги и слова, запишите букву соответствующим цветом (синим/зелёным):
Га, ги, гу, гля, зга, игра, гусь, серьги, гитара, пуговица, ноги.
• Слоговой анализ.
- Отгадайте загадку, найдите у меня на столе картинку-отгадку. Посчитайте количество слогов в слове.
Конь стальной, хвост льняной (Иголка)
Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.
На одном таком листе много разных новостей (Газета)
Без рук, без топорёнка построена избёнка (Гнездо)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица… (Грач)
5. Упражнение «Из чего-какой»
Котлета из овощей какая? (овощная) Каша из риса (рисовая)
Пюре из ягод (ягодное) Запеканка из творога (творожная)
6. «Упражнение четвертый лишний»
Ребенок должен послушать слова и назвать лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.
Тарелка, вилка, хлеб, нож. Вафли, чашка, баранки, сухари.
7. Подведение итогов занятия.
- С каким звуком работали?
- Дайте характеристику звуку Г.
- В каком из слов слышится мягкий звук: ноги, гуси, рога?
- В каком из слов слышится твёрдый звук: гири, губы, гирлянда?