Полустовская Надежда
Консультация для педагогов «Дидактические игры в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании. «Это правда! Ну чего же тут скрывать. Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, И в трамвае на окне». Э. Успенский. Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На наш взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение, а развивать творческие способности помогут дидактические игры. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи. Детская игра привлекает к себе внимание исследователей как многоплановая проблема. Игра как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала внимание учёных, психологов, педагогов. Ещё П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребёнок является зеркалом той среды, в которой он растёт. Следовательно, игра ребёнка - отражение уровня культуры общества.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для развития изобразительных умений и навыков у детей предшкольного возраста соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы: 1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту». 2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе. 3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост). 4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов». 5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне. Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Каждая игра для ребёнка – это процесс познания и творения красоты, поиска нового, удивления и радости, что составляет обязательное условие успешного психического развития ребёнка. Игры помогают детям обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют отношения с взрослыми и сверстниками. Предметный мир начинает приобретать для них яркость, чёткость, становится объектом познания и преобразования. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельность и творчество.
Составные цвета
Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.
Смешивание
красного и жёлтого даёт нам оранжевый,
красного и синего – фиолетовый,
синего и жёлтого – зелёный.
Тёплые и холодные цвета
Ещё один из способов деления цветов по признакам – деление на тёплые и холодные цвета. Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. Так же ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета луны, сумерек, цвета мороза. «А что же зелёный?» - спросите вы. Он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от его качества, от того, какого цвета в нём больше. Если жёлтого, то зелёный цвет тёплый, а если синего, то – холодный.
- продолжать знакомить с цветовыми эталонами;
- развивать способности различать до 2-ух оттенков цвета;
- ввести в активный словарь на основе цветового восприятия слова, обозначающие оттенки: «светло-…ный», «тёмно-…ный»;
Материалы карточки с изображением одной варежки (сапога) (светло-зелёный, тёмно-зелёный, светло-синий, тёмно-синий, светло-жёлтый, тёмно-жёлтый, светло-красный, тёмно-красный). Отдельно к каждой карточке варежка (сапог) из картона соответствующего цвета.
Игровые правила: найти по цвету вторую пару каждой варежки (сапога) и выложить на карточку, чтобы получилась пара одинаковых варежек (сапог).
Ход:
- Кто-то в магазине перепутал все варежки (сапоги). Помоги продавцу правильно разложить их.
- Подбирай их по цвету, называй какого цвета варежки (сапоги). Есть варежки (сапоги) очень похожие по цвету – надо назвать их правильно, точно.
«Какой хвост у петушка?»
Задачи:
- закреплять знания детей о цветах спектра и порядке их расположения;
- развивать цветовое восприятие детей: видеть цветосочетание;
- развивать мелкую моторику рук при работе с мелким раздаточным материалом;
Материалы: : 2-е карточки с изображением петушка без хвоста, 2-а набора полосок из картона в форме полумесяца всех цветов спектра.
Игровые правила: выложить из полосок хвост петушка, расположив цвета по порядку как в радуге.
Ход:
- Посмотри, петушок потерял свой хвостик, и теперь он грустный. Надо ему помочь. Давай сделаем ему хвост вот из этих разноцветных пёрышек. Чтобы хвост был красивым надо выкладывать перышки, подбирая их по цвету как у радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый). Посмотри, как сочетаются цвета.
- Теперь ты выкладывай и рассказывай, как делаешь. Проверь, всё ли ты сделал правильно, нет ли ошибок.
«Гусенички»
Задачи. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.
Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).
«Осенние ветки»
Задачи:
- учить детей соединять представление о цвете с представлениями, о реальных объектах;
- развивать цветовое восприятие: дифференцировать цвета (красный, оранжевый, жёлтый);
- упражнять детей в воссоздании зрительного образа в цвете, опираясь на контурные изображения листьев;
Материалы: карточки с изображением ветки и контурным изображением листьев, листья из картона красного, оранжевого, жёлтого цветов по 3 штуки каждого цвета.
Игровые правила: выложить листья заданного цвета на карточку, на их контурное изображение.
Ход:
- Наступила осень. Летом все листья на деревьях были зелёного цвета, а осенью они меняют свой цвет.
- Вот мы увидели дерево, на ветках которого все листья жёлтые. (Дети выкладывают на карточку только жёлтые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)
- Чуть подальше стоит дерево с оранжевыми листьями. (Дети выкладывают на карточку только оранжевые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)
- А рядом дерево с красными листьями. (Дети выкладывают на карточку только красные листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)
- Самое нарядное дерево с разноцветными листьями. Выложите листочки все разного цвета (жёлтый, оранжевый, красный).
- Одну веточку мы сорвали, чтобы украсить группу. Самостоятельно придумайте, какие листочки будут на ветке. (Дети выкладывают и рассказывают о своём выборе.)
«Ягоды поспели»
Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?
Дидактические игры поИЗО позволяют развивать мышление, фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми, холодными цветами.