Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»

Екатерина Саломатова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры с блоками Дьенеша“» размещена в разделах

Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание, социальные условия.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

познавательное содержание в них объединяется с игровой

формой;

присутствуют игровые правила и игровые действия;

определены дидактические задачи.

Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.

Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А. А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З. А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.

На основе разработок Михайловой З. А. Лелявиной Н. О. и Финкельштейн Б. Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б. Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.

Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

«Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

«Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых

маленьких»);

«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

«Сложи предмет» (плоский вариант);

«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

«дописать»);

«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

различным свойством);

«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

у ребенка);

«Логический поезд» (расставить блок по вагонам в

соответствии с заданным изменяющимся свойством);

«Найди пару».

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б. Б. «Лепим нелепицы».

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

Далее к изученным играм добавляются новые:

«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым

соотнесением);

«Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

нужный блок);

Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День

рождения» (замещение – подарок, «Рыбалка» (замещение – рыбы, «Космос» (инопланетяне) и т. д. в соответствии с выбранной темой.

Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б. Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой

предметов, размером;

- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры

мышления;

- развитию познавательных процессов;

- а на более поздних этапах – развитию творческих

способностей.

Список использованной литературы:

Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. – М., 1996 .

Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие. : Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. - 112 с.

Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. : ООО «Корвет». – СПб, 11с.

Логика и математика для дошкольников / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб, 1996.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша в средней группеИгры с блоками Дьенеша в средней группе Предлагаю вам подборку игр с Блоками Дьенеша с детьми 4-5 лет. 1 игра. "Найди дом для блока". Ход игры: Перед ребёнком выставляются "дома".

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей через развивающие игры с блоками Дьенеша» Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры для приобщения детей к труду в природе» ТЕМА: "Дидактические игры для приобщения детей к труду в природе" Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является.

Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "БЛОКИ ДЬЕНЕША" Нормативные документы к текущей странице» Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство с.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры на количество и счет для детей старшего дошкольного возраста» Огромную роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей. Дидактическая.

Консультация для воспитателей «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Консультация для воспитателей «Формирование правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/с № 151 Плисова Светлана Анатольевна "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Консультация для воспитателей «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для.

Консультация для родителей «Играя с блоками Дьенеша, мы развиваем интеллект наших детей» В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей.

Перспективный план для первой младшей группы по играм с «Блоками Дьенеша» Месяц, неделя Игровое упражнение, игра Сентябрь, 1- 2 неделя 1. Самостоятельная деятельность детей с блоками Дьенеша. Цель. Вызвать эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»
Опубликовано: 22 января 2019 в 05:39
+136Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Саломатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД