Ольга Мухина
Консультация для педагогов «Использование комнаты сказок, как средство формирования творческой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование комнаты сказок, как средство формирования творческой активности дошкольников
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель создания: приобщение детей к миру литературы и театрального искусства посредством организации целенаправленной работы в «Комнате сказок».
Задачи:
- Обобщить знания детей о прочитанных сказках,
- Прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности;
- Развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности,
- Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
- Познакомить детей с различными видами театра такие как театр – куклы бибабо, большие напольные (ростовые) куклы, настольный кукольный театр, теневой театр, перчаточный и другие.
Строить работу в «Комнате сказок» необходимо исходя из сезонности, из различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Обязательна особая творческая обстановка, одухотворенное состояние педагогов.
Педагог должен учить детей чувствовать красоту, проектировать свои эмоции и переживания в красках, звуках, пластике тела, побуждать увидеть необычное в обычном.
Даже самый маленький ребенок способен «превратиться» в цветок и показать, как он растет, почувствовать себя деревом, птицей, ручейком, а затем узнать себя в музыкальных звуках, красках.
Занятия в «Комнате сказок» в нашем детском саду можно проводить 1 раз в неделю, во второй половине дня, за исключением группы «Ромашка» (т. к. у них есть возможность посещать чаще).
График занятий в «Комнате сказок»
понедельник вторник среда четверг пятница
«Неваляшка» «Солнышко» «Пчёлка» «Радуга» «Ромашка»
В индивидуальной работе по театрализованной деятельности можно использовать метод игротерапии : общение с целью развития сценических образов, выразительности движений, различные этюды. Важной задачей индивидуальной работы является, использование и обогащение личного опыта каждого ребенка, учитывая его возрастные, физиологические особенности восприятия и переработки полученной информации.
Интегрированные занятия требуют от педагогов тщательной подготовки, подбор литературы, материала к занятию, оборудования для творческой деятельности детей, музыкальное сопровождение, поэтому воспитателю может прийти на помощь музыкальный руководитель.
Когда взрослый сам увлечен по-настоящему тем, что делает, тогда ненавязчиво, через игру, музыку, изобразительное творчество, ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий. Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
Хотелось бы отметить, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой дошкольного учреждения. Каждое занятие несет нечто новое, дает радость открытия в процессе сотрудничества, заинтересовывает и интригует ребенка своей нестандартностью и выразительностью.
Коллектив педагогов должен приложить максимум усилий для того, чтобы радость творчества объединяла детей, чтобы дети естественно и непринужденно приобщались к миру прекрасного.
Воспитатели должны всячески поддерживать детскую веру в чудеса, открытость, готовность прийти на помощь и выручить из беды своих любимых сказочных героев.
+Можно использовать различные формы работы с детьми в «Комнате сказок» :
- интегрированная образовательная деятельность;
-драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное,
- импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после прочтения или просмотра сказки;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
+Методические рекомендации
Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Во время занятий в «Комнате сказок» можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений друг с другом.
Организация взаимодействия детей в необычном месте поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.
Именно здесь воспитатель увидит, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т. д.
При чтении сказок на конкретных примерах дети вместе с педагогом разбирают, что хорошо, а что плохо, обсуждают поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершённого действия.
Основной формой проведения занятий в «Комнате сказок» является игра. Игровое занятие как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.
+ Предполагаемые умения и навыки к концу дошкольного возраста
дети должны уметь:
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном.
должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
+Оцениваем полученные результаты по 4 параметрам
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла : интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла : понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла : владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла : проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий : концерты, праздники, творческие показы, вечера внутри группы, для показа другим группам, родителям.