Приложение МААМ

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников (2 фото)

Наталия Едапина
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников

«Красота родного края открывается

благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине. Понимание

и чувствование величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно и

имеет своими истоками красоту»

В. А. Сухомлинский

Становление гражданина великой страны начинается с любви и бережного отношения к семье, родному дому, родному краю. Знание родной природы, истории, культуры своего народа, своего места и места своих детей в окружающем мире необходимо каждому человеку.

Публикация «Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников» размещена в разделах

Можно ли формировать нравственно-патриотические компетенции, основы экологического образования дошкольников через краеведческий материал?

Творческой группой ДОУ был разработан проект кружковой работы по краеведению для детей старшего дошкольного возраста. Были намечены цель и задачи, составлена программа по краеведению «Мой край родной!». Целью проекта является приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, воспитание бережного отношения к природе, воспитание любви и уважения к семье, малой родине. Выделены образовательные, развивающие, воспитательные задачи. План работы по ознакомлению с родным краем состоит из нескольких разделов: географического, исторического краеведения, духовного наследия, литературного, художественного, музыкального, театрального краеведения, развития народных промыслов, героического наследия.

В программе сформулированы принципы построения программы, нестандартные формы проведения организованной образовательной деятельности, педагогические технологии, методы и приёмы. Обозначены ожидаемые результаты и методы определения результативности овладения программным материалом.

Для реализации проекта необходимо было создать предметно – развивающую среду. Была изучена методическая литература Н. В. Алёшиной, М. Ю. Новицкой, В. И. Петровой, Л. Н. Прохоровой. Подобран иллюстративный, краеведческий материал, литературный, музыкальный, изделия народных промыслов. Активное участие в создании такой среды приняли родители. Были приобретены карты, атласы, оформлены фотоальбомы «Гербы городов и районов Тамбовской области», «Знаменитые люди Тамбовской области», «Легенды и предания Тамбовского края», «Картины Б. Ольшанского», «Памятные места города Тамбова».

На занятиях по краеведению дети научились ориентироваться по карте города, области, страны, мира. Узнали, что карты бывают административные, физические, карты – схемы. Узнали, что человек создал модель Земли – глобус. Воспитанники понимают условные обозначения, ориентируются по системе координат. Дети познакомились с названиями рек, озер, составом почв, природными заповедниками, растительным и животным миром, с Красной книгой растений и животных Тамбовской области.

Дошкольники познакомились с историей возникновения города, названиями улиц, памятниками, достопримечательными местами. На занятиях использовались виртуальные экскурсии, презентации, видеоматериалы, Дети и взрослые с удовольствием участвовали в традиционных народных праздниках, развлечениях.

Посещение мини - музея «Русской избы» позволило ощутить быт и познакомиться с одеждой, занятиями, национальностью людей, населявших Тамбовский край.

Дети познакомились с произведениями писателей и поэтов Т. И. Поповой, А. В. Сохранского, Е. Л. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, С. Н. Сергеева – Ценского, П. Ф. Шаповалова, Г. А. Попова, Т. Л. Курбатовой, С. С. Милосердова, с произведениями художников Б. Ольшанского, А. М. Герасимова. Дошкольники удивились таланту тамбовских композиторов В. С. Агапкина, И. А. Шатрова, с вниманием слушали произведения С. В. Рахманинова. Много положительных эмоций у детей и взрослых вызвало прослушивание частушек в исполнении М. Мордасовой и самостоятельное исполнение.

Большой интерес вызвало знакомство с профессиями: пекаря, врача, кондитера, актёра театра. Незабываемые впечатления остались от знакомства с музеем шоколада и какао, кукольным театром, библиотекой им. А. С. Пушкина.

Свои впечатления дети отражали в рисунках, рассказах, совместной творческой деятельности детей и взрослых. Дети и родители участвовали в творческом конкурсе «Родословное дерево», «Герб семьи», в акции «Бессмертный полк».

Динамика овладения программным материалом по краеведению детьми от 6 до 7 лет в 2017 - 2018 учебном году показала следующие результаты: в начале года средний уровень освоения программного материала показали 31 человек (100 %, в конце года высокий уровень показали 6 человек (21 %, средний уровень показали 22 человека (79 %).

Система работы по краеведению показала положительные результаты. Краеведческий материал является богатейшей развивающей средой, как для детей, так и для взрослых. У детей развит познавательный интерес к истории и культуре родного края, расширился кругозор, наблюдается инициативность, самостоятельность. Дети знают символику города, Тамбовской области, страны. Узнают и называют памятники, достопримечательные места города, людей, прославивших Тамбовский край. Дошкольники с удовольствием слушают и исполняют произведения художественной литературы, музыкальные произведения.

Улучшились взаимоотношения детей в группе, появились новые темы для игровых ситуаций, культурных практик. У воспитанников развиты изобразительные навыки, умение составлять художественные композиции о природе, истории, войне.

Родители активно участвовали в работе краеведческого кружка, создавали развивающую среду, участвовали в беседах, играх, развлечениях, создании герба и родословного дерева семьи, рассказов о ветеранах войны, творческих работ. Краеведение стало увлекательным семейным досугом.

Литература:

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 2016

Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М. : ЦГЛ, 2015

Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Фото №1 Красота родного края открывается благодаря сказке фантазии творчеству это источник любви к Родине
Публикации по теме:

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как важнейшая составляющая формирования личности ребенка Краузе Елена Владимировна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Д/С «Ромашка», р п Усть- Абакан «Нравственно патриотическое воспитание.

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР План работы по самообразованию: • Тема • Проблема • Этапы работы • Результат работы и формы его представления Этапы работы по самообразованию:.

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Статья к презентации Подготовила воспитатель высшей.

Игра как средство формирования самостоятельности и активности у дошкольников Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через.

Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств у дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка, целью которого является.

Нравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к РодинеНравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к Родине С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей. Так начинается песня Марка Бернеса. Так с чего же.

Проект «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников» «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников». «…. любовь к родному краю, к родной культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников
Опубликовано: 7 июня 2018 в 10:13
+214Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Едапина (УИ 191941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД