Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать
ЧАСТЬ 3
Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
СЛАЙД 6
Публикация «Консультация для педагогов „Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы и методы работы.
К таковым можно отнести: игры-занятия, беседы-занятия, занятия-инсценировки, занятия - по мотивам сказок, занятия-аукционы, занятия-сомнения (поиска истины, занятия-концерты, а так же занятий в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, проблемно-поисковых ситуаций викторин, сюжетно - ролевых игр, соревнований, КВН, «Поле-чудес», «Что? Где?. Когда?», консультаций, взаимообучения. занятий с использованием ИКТ и др.
СЛАЙД 7 ПРИЕМЫ:
При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом. Это:
1. Демонстрация (показ) воспитателем способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей
Этот прием чаще всего используется при сообщении новых знаний.
2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений). Прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т. д. Они должны быть краткими,
конкретными, живыми и образными.
4. Вопросы к детям. Это один из основных приемов формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей.
Их следует рассматривать как эффективное средство активизации познавательной деятельности детей при формировании у них элементарных математических представлений.
5. Переформулировка ответов. В работе с дошкольниками воспитателю часто приходится прибегать к приему переформулировки ответов, придавая им правильную форму («На полке грибов четыре»,— говорит малыш. «На полке четыре гриба»,— уточняет воспитатель). Переформулировка ответа (т. е. придание им правильной формы) — это его исправление, сочетающееся с предложением повторить правильный ответ.
6. Словесные отчеты детей. Этот методический прием складывается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали и что получилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос.
7. Контроль и оценка. Эти приемы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом.
Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включает исправление ошибок.
К этому приёму относится и педагогическая диагностика (мониторинг).
8. В ходе формирования элементарных математических представлений такие их компоненты, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, выступают не только как познавательные процессы, или операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка при обучении, познании нового.
В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами.
Анализ — это движение мысли от целого к его частям, синтез — от частей к целому. Эти компоненты являются составной частью развития у детей задатков дедуктивного и индуктивного способов мышления. Они выступают в единстве.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств.
9. Наблюдение, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются комплексно.
10. В методике обучения приемами называют также некоторые специальные практические или умственные действия, на основе которых у детей формируются элементарные математические представления. К таким приемам традиционно относят: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешивание» предмета «на руках»; использование фишек-эквивалентов; присчитывание и отсчитывание по единице и т. д.
По сравнению с другими данные приемы имеют узкоспециальное назначение, применяются для решения строго определенных дидактических задач.
11. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.
Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство.
Широко используются модели при формировании : временных представле-ний (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели.
Использование моделей и моделирования естественно должно сочетаться с другими приемами обучения, при этом воспитатель, владея разнообразными методами и приемами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения — осуществление предматематической подготовки дошкольников.
СЛАЙД 8
Средства математической подготовки детей в ДОУ
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала.
При ФЭМП педагог должен использовать :
Наглядный дидактический материал;
Оборудование для самостоятельных игр и занятий;
Пособия для воспитателя, сюда входит и методическая литература;
Учебно – познавательный материал для детей, в том числе тетради с печатной основой.
Средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей в детских дошкольных учреждениях.
СЛАЙД 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!