Елена Богданова
Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи".
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
«Метод проектов» является эффективной педагогической технологией при формировании познавательного интереса к истории своей семьи, к своей родословной у детей старшего дошкольного возраста как основы патриотизма. Основы патриотического воспитания закладываются именно в семье. Благодаря этой технологии возрастает интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появляется желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Технология «Метод проектов» представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка. Технология позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
• педагог имеет возможность самореализации и проявлении творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
• родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
• деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствуют зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Особенности 5 «П» метода проектов:
-Проблема. Перед ребенком ставится проблема. Относительно нашей темы, детям нужно узнать как можно больше об истории своей семьи, уточнить первоначальные знания, расспросить родителей, родственников и т. д. Также определяется выбор наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени. (Напр., рассмотреть семейный альбом и узнать, как зовут и кем приходятся по родству те или иные родственники).
-Проектирование или планирование. Ребенок, совместно с родителями и педагогом должен составить план своих действий по достижению информации об истории своей семьи (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.).
-Поиск информации. Специально организованный и выполняемый всеми участниками (воспитатели-дети-родители) комплекс действий по достижению поставленной цели. Все участники проекта должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
-Продукт. Участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, поделок и т. д. (Например, альбом «Это Я!», «Генеалогическое древо семьи», программа семейного праздника).
-Презентация может проходить в различных формах: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, представление генеалогического древа.