Светлана Величкова
Консультация для педагогов и родителей «Одаренные дети. Выявление и сопровождение в условиях ФГОС в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Одаренные дети, Выявление и сопровождение в условиях ФГОС в ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Что же такое «одаренность» и «одаренный ребенок»?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в дошкольной, ни в специально организованной свободной деятельности (кружке, клубе юных техников и др.). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, в более старшем возрасте, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагогов.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его делам в пределах детского сада, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют самостоятельно чем-либо заниматься, обладают определенными навыками и умениями. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.
«Творческие дети» – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.
Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку:
-такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.
-такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.
-у них есть стремление действовать, а не только размышлять.
-к проблемам они относятся как к очередной возможности реализовать себя.
-они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся.
-они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности.
-им характерно эстетическое восприятие окружающего мира.
-они энтузиасты, часто склонны к идеализации.
-все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение.
-они знают, когда нужно завершить дело и уйти, как подвести черту.
Вывод: учитывая эти особенности одаренных детей, при организации образовательного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности как самого ребенка, так и педагога. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, в какие игры они хотели бы играть, чем заниматься. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.