Светлана Александровна Мажова
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева»
Консультация для воспитателей
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме
речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Подготовила консультацию:
Старший воспитатель Мажова С. А.
2019 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Начать свою публикацию я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?» Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления. Так, перед каждым выступлением у меня дрожат коленки. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли? Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой. А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили?
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том что,
на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем (давайте перечислим их) :
- односложная, состоящая лишь из простых предложений;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
«Условия повышения профессиональной компетентности педагогов по проблемам речевого развития детей дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, основными целями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.
Стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса, как реализовать ФГОС дошкольного образования, но и работа с теми, кто будет его реализовывать. Поэтому как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от руководителей и педагогов специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому основным требованием является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Давайте, вспомним, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»? (педагоги думают, обсуждают). Даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков. В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование личности в целом, и всех психических процессов.
Эффективность речевого развития детей в дошкольной образовательной организации будет обеспечиваться реализацией следующих условий повышения профессиональной компетентности педагогов :
1) речевая развивающая среда
2) знакомство педагогов с современными формами образовательного взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей;
3) использование активных методов внутрифирменного повышения квалификации педагогов с учетом их психологических особенностей
В качестве основного приема обучения чаще используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Опыт нам показывает, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Развитие речи, в дошкольном учреждении, традиционно осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, так же с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей определенной группы.
Составляющие речевой развивающей среды ДОО следующие :
Речь педагога должна отвечать следующим качествам:
ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, ос-новная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педа-гога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложнопод-чинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Методы и приёмы развития речи дошкольников
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
Анализ анкет для педагогов «Современные технологии, используемые для речевого развития дошкольников» (Приложение 1). Цель: определить уровень представлений педагогов о современных технологиях, используемых в работе с детьми по речевому развитию.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной - позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками, нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.
Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой - направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
«Обучение составлению творческих рассказов»
Технология ТРИЗ
Моделирование – это способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. Данный метод является частью каждого занятия.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок (Нестеренко)
Технология синквейна - стихотворение без рифмы из пяти строк.
Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок)
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Логоритмика - устранение недостатков речи с помощью движений.
Минидраматизации, инсценировки
Специальное оборудование для каждой возрастной группы
Основные направления (задачи) организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.
Младшая группа:
- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
- Организация «Речевого центра» с целью развития активной, инициативной речи детей;
- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа:
- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- Пополнение «Речевого центра» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;
- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы:
- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);
- Организация деятельности в «Речевом центре» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Благодаря проведению выставки «Дидактическая копилка», организованной педагогами дощкольных групп, мы смогли обобщить опыт создания пособий для работы по речевому развитию и поделиться идеями друг с другом, что тоже является одной из форм повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию.
Использование активных методов внутрифирменного повышения квалификации педагогов с учетом их психологических особенностей.
Внутрифирменное обучение – развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте.
На современном этапе развития системы образования основная цель повышения квалификации – это создание условий для самореализации педагога, развитие его ключевых компетенций : воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных.
Алгоритм внутрифирменного обучения педагогов, по проблеме речевого развития, заключается в следующем:
1. Индивидуальная работа, с различными источниками информации по намеченной проблеме через изучение и обзор информации с оценкой собственного мнения и подготовкой консультативного материала.
Проводились мероприятия с педагогами по улучшению знаний в области речевого развития (задачи речевого развития в соответствии с возрастом детей).
2. Организация и проведение теоретических семинаров и практикумов, требующих обязательного участия в беседе, дискуссии, обобщении результатов деятельности, выступление по предложенной теме.
Ознакомление педагогического коллектива с технологиями обучения, уточнение методов и приемов, используемых в определенной технологии.
3. Проведение недели педагогического мастерства (в течение 6 месяцев 1 раз в гнеделю каждый педагог, провел мастер-класс по использованию образовательных технологий)
4. Проведение «круглого стола», с целью организации практического выступления, творческого отчета, методической разработки, презентации «портфолио» и обобщении результатов работы в любой удобной для педагога форме.
Современные формы образовательного взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два института социализации детей. На основании показателей практики, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Рассмотрим формы взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста, используемые педагогами нашего учреждения.
1. «Информационный стенд» содержит полезную информацию для родителей, которая будет положительно влиять, на речевое развитие ребёнка (уровень речевых умений детей; задачи речевого развития; проводимые занятия; советы для расширения кругозора детей; различные правила; загадки, пословицы, стихотворения, которые родители могут использовать при общении с ребёнком.) «Папка - передвижка» - в которых предоставляются игры, которые способствуют речевому развитию детей.
2. Консультирование - родителей знакомят с тем, какие речевые навыки и особенности наиболее характерны для детей, основные ошибки. В индивидуальных беседах оглашают результаты проведенных различных диагностик, педагоги дают рекомендации родителям по нужным вопросам. Консультации — практикумы (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми). На родительских собраниях, родители, так же как и на консультациях узнают ответы на интересующие их вопросы.
3.«Домашние задания», с помощью которых родители могут проследить динамику речевого развития ребёнка.
4. «Родительские гостиные», «Круглые столы», «Игротеки» - знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми способствующими развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком.
5.«День открытых дверей» - индивидуальные посещения занятий, так и совместные с родителями и в связи с этим, родители имеют возможность не только увидеть, как проходит общение между педагогом и детьми, но и самим принять участие в деятельности.
6 «Проектная деятельность» - активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.
7. «Видеотека» - многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей, будущих воспитанников.
Результатом проведенной работы стало то, что педагоги стали активнее использовать различные технологии развития речи детей, родители охотнее принимают участие в образовательном процессе детского сада, наблюдается динамика в речевом развитии детей. Хочется также отметить, что отдельные речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок, в развитии речи нужна долгая, кропотливая работа детей и педагогов в системе и если есть заинтересованность родителей.
Таким образом, для развития речи у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать условия, которые повысят эффективность работы с детьми, это такие как: повышение профессиональной компетентности педагогов, реализация различных технологий способствующих развитию речи и взаимодействие с родителями воспитанников.
Приложение1
Результаты анкетирования позволяют констатировать, что в педагогическом процессе применяются
все перечисленные технологии, но есть и те, которые не используются, или нет их активного внедрения членами коллектива в практике, но являются значимыми в развитии детской речи.
По данному исследованию мы видим, что
Не знакомы педагогам ___
педагоги знают, но частично ___
не до конца владеют ___
педагоги владеют отлично___
Из вышесказанного следует, что педагоги знают и имеют представление о больше половины технологий и реализуют их на практике.