Татьяна Смолина
Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание в условиях ФГОС до
«Нельзя возвышать один пол
над другим как более совершенный,
но также нельзя и уравнивать их».
Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы»
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого воспитатели и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
В общеобразовательной программе дошкольного образования поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей:
1. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
2. В условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
3. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
При обучении детей нам педагогам важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
При отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет.
Мальчики:
• Легче запоминают информацию, расположенную вертикально.
• Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи.
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы).
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
Девочки:
• Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
• Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.
• Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).
• Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала
Основные советы воспитателям:
С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики, с девочками – крупной.
На занятиях подробно объясняем задания для мальчиков, для девочек полезно подобрать различные головоломки.
Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность, девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.