Инна Козлова
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку»
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится -
Публикация «Консультация для педагогов „Дети рисуют музыку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка -
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Я хочу её нарисовать.
Во многих школах на предметах "Музыка" или "Рисование", в детских садах на интегрированных занятиях применяется такой метод, как «Рисуем музыку».
Дети рисуют музыку, которую прослушивают. Изначально такой метод назывался «музыкальная графика» и начал развиваться с начала 20-го века. Помимо школ и ДОУ,его также практикуют в развивающих центрах,домах творчества.
Дети на таких занятиях узнают, что оказывается между музыкой и изобразительным искусством есть очень много общего. И это действительно так, ведь эти два направления объединяет красота и совершенство.
Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Перед тем как начнется занятие, никто не может предугадать, какие результаты дети покажут. Трудно даже определить, кто же из детей сможет понять и прочувствовать музыку и запечатлеть ее изобразительным методом. Всё зависит от душевного состояния ребёнка в данный момент времени.
Кого-то музыка для рисования может очень сильно вдохновить, а кого-то нет. Но равнодушным на таких занятиях никто не остается. Даже самые маленькие ученики, которым еще только 4 года, прекрасно рисуют музыку и им это очень нравится.
Метод "Рисуем музыку" используется в педагогике с целью научить детей цвето-эмоционально реагировать на музыку. Ребенок накапливает опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.
Этот вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут "слышать каждое мгновение музыки", а не просто её прослушивать.
Перенося мелодию на бумагу, дети учатся рисовать, думать, развивают фантазию и воображение. Они приобщаются к высокой художественной культуре. Личность каждого ребенка развивается эстетически.
Ход рисования музыки:
I.
Дети удобно садятся по одному за парту или стол (если позволяет пространство) и, закрыв глаза, прослушивают музыкальное произведение
(желательно целиком)
II.
Когда заканчивается музыка, дети открыв глаза,сразу берут карандаши, краски или фломастеры и начинают рисовать на бумаге.
(здесь очень важно не начинать разговоры, кто что представил из детей под данную музыку, чтоб не сбить "индивидуальную фантазию" каждого ребенка, ведь мы знаем, что дети очень любят копировать другого,повторять друг за другом)
III.
После того, как рисунок у каждого будет готов – можно начинать разговор о музыке.
IV.
Спрашиваем у каждого ребенка, что конкретно он представил при исполнении данного музыкального произведения,что или кого он нарисовал на бумаге.
V.
После того, как КАЖДЫЙ ребенок высказался и показал свой рисунок, начинаем говорить о данном музыкальном произведении. Задаём вопросы:
- Какие чувства у ребенка вызвала музыка?
(радость, страх, гнев, печаль и т. д.)
- О чём рассказывает эта музыка?
(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)
-Какой у нее характер, как она звучит?
(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая)
-Знакомим детей с языком музыки.
(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
VI.
Наконец - то говорим детям название музыкальной пьесы и подводим итоги кто угадал в своём рисунке название произведения или кто был близок к этому. Пообщряем угадавших детей за «попадание» в цель. Других детей обязательно хвалим за «иные» фантазии в рисунке. Отмечаем в таких рисунках красоту, оригинальность и т. д.
В дошкольном возрасте при «рисовании музыки» необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- В младших группах детского сада дети пока не способны «отразить на бумаге свои чувства», поэтому такое занятие пока для них рановато.
- У 4-5 летних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. Поэтому с ними уже можно «рисовать» несложные, яркие программные музыкальные произведения.
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Дети старшей и подготовительной группы отмечают отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.
Определяйте у каждого из детей преобладающий цвет рисунка. Этот цвет говорит о многом.
Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер.
Оранжевый цвет представляется теплым, радостным, позитивным.
Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый.
Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает.
Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии.
Синий цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности.
Фиолетовый цвет – несет трепетность и мечтательность.
Чёрный цвет - его преобладание в рисунке ребёнка должно вас очень насторожить. Дети, как правило, никогда им полностью не рисуют.
Примерный список музыкальных произведений
для «рисования» :
Средняя группа ДОУ
Бабочка - Э. Григ
Болезнь куклы - П. Чайковский
Вальс снежных хлопьев - П. Чайковский
Колыбельная - А. Гречанинов
Котик выздоровел - А. Гречанинов
Котик заболел - А. Гречанинов
Мама - П. Чайковский
Материнские ласки - А. Гречанинов
Музыкальный ящик - Г. Свиридов
Новая кукла - П. Чайковский
Осенняя песенка - Д. Васильев-Буглай
Смелый наездник - Р. Шуман
Старшая группа ДОУ:
Детский альбом – П. И. Чайковский
Весёлый марш - Д. Шостакович
Вечер - С. Прокофьев
Дед Мороз – Р. Шуман
Детская полька - М. Глинка
Жаворонок - М. Глинка
Времена года - П. Чайковский
Колыбельная - А. Лядов
Колыбельная - Г. Свиридов
Марш - Д. Шостакович
Мотылёк - С. Майкапар
Парень с гармошкой - Г. Свиридов
Первая потеря - Р. Шуман
Пляска птиц - Н. Римский-Корсаков
Полька - Д. Львов-Компанеец
Раскаяние - С. Прокофьев
Тревожная минута - С. Майкапар
Утро - С. Прокофьев
Подготовительная группа ДОУ
Вивальди - Весна
Вивальди - Зима
Вивальди - Лето
Вивальди - Осень
Глинка - Детская полька
Григ - В пещере горного короля
Григ – Песня Сольвейг (мелодия)
Даргомыжский - Табакерочный вальс
Кабалевский - Кавалерийская
Моцарт - Колыбельная
Мусоргский - Картинки с выставки
Римский -Корсаков – Белка
Римский -Корсаков - Океан -море синее
Римский -Корсаков – Полет шмеля
Свиридов - Весна и Осень
Свиридов - Грустная песня
Свиридов - Старинный танец
Свиридов - Тройка
Хачатурян - Танец с саблями
Шостакович - Вальс шутка
Шостакович - Танец кукол
Шостакович - Шарманка
Шуман - Веселый крестьянин
Сен-Санс -Карнавал животных
Дакен - Кукушка
Прокофьев - Шествие кузнечиков