Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»

Тамара Николаева
Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»
▼ Скачать + Заказать документы

«Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»

Слово

– носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом – одно из условий успешного включения ребёнка в сферу общения с окружающими.

Публикация «Консультация для педагогов „Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству“» размещена в разделах

При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов. Так, словарь ребёнка в возрасте 6-7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний и признаков. Словарный

запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных

суффиксально-префиксальным способом (палец пальчик, железо железный и т. д.).

Специфика детского языка заключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, но созданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых. Начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает.

Процесс создания ребёнком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного носит название словотворчества.

Проблема детского словотворчества является актуальной, так как представляет интерес для современной психолингвистики и методики развития детской речи. Словотворчество является нормой развития детской речи, появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребёнком в возрасте от двух до трёх лет и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается или уже сложилась система определённых правил, которые он использует самостоятельно. Процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. И если словотворчество отсутствует на определённом этапе, это может послужить родителям и воспитателям сигналом о том, что развитие речи ребёнка происходит с отклонениями. Именно в связи с этим важна осведомлённость взрослых о словотворчестве и о его закономерных механизмах.

Опираясь на известные слова, ребёнок придумывает новые, свои,отсутствующие во взрослом языке. Если ребёнок не владеет готовым словом,он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Постепенное освоение ребёнком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его

самостоятельное конструирование.

Словотворчество может проявляться в:

а) словообразовании;

б) словоизменении;

в) дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:

- усвоение приставок: за, вы, при, на, рас, об, от: «залошадило», «выпузырить», «распакетить», «задверить», «натабачить», «приудобиться»,

«обснегиться», «вытрудить», «распонять», «отпомнить», «расгащиваться»,

«притонула», «вытонула», «замолоточить», «задверить», «намакаронить»,

«обсвечкать», «накрапивить», «покойничиться», «отмухиваться»,

«обмамиться»;

- усвоение родовых окончаний слов: «черепах», «царап», «пап», «синиц»,

«русал»;

- изменение прилагательных: «червячее (яблоко)», «жмутные (туфли)»,

«взбеситая (лошадь)», «дочкастая (мамаша)», «зоопарченный (сторож)»,

«пугательные (сказки)», «сверкастенький (камушек)», «молоконная

(кастрюля)», «окошный (дом)», «песучий (песок)», «зубовный (врач)»,

«брызгучая (вода)», «лучшевсехная (мама)», «рыбижирная (ложка)», «дыркатая (сумка)», «оручее (радио)», «исчезлая (собака)», «клевачий (петух)»,«раздавитая (муха)», «махучий (хвост)»;

- скрещивание слов: «блистенькая (блестящая и чистенькая)», «поломою

(мою полы)», «волосетка (сетка для волос)», «безумительно (безумно плюс

изумительно)», «переводинки (переводные картинки)», «жукашечка (жук плюс букашечка)», «кучело (куча плюс чучело)», «пиджакет (пиджак плюс жакет)», «паукан (паук плюс таркан)»;

- использование существительных, не употребляющихся без не - по

аналогии с прилагательными (небольшой – большой): «ряха», «чаяно»,

«ожиданный», «навижу», «лепости», «наглядная», «гритёнок», «льзя»;

- образование существительных от других частей речи с помощью суффиксов: «тушенники» (от тушить, «журчей» (т. к. журчит, «хорошник»

(хороший, «прекрасник» (прекрасный).

Эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребёнка, который не «творил» бы свои слова. Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки,

суффиксы употреблены осмысленно, у них правильные значения; просто дети ещё не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки.

Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа. Например, дети часто склоняют притяжательные местоимения по типу притяжательных существительных: «чьиная», «ихинная», «ктойтина»,«ктошина», «кавонина». Труднее всего детям даются формы глаголов: «воевает», «войнует», «зажгита», «зажгина», «сплям», «сплим», «сплюм», «оживела», «потрила», «дадошь», «зададу», «нарисовай», «визгай»,«прижмался», «украдила», «поцелул», «причесай», «искю», «драется»,«божемойкай», «сядаю», «заплакаю», «больнуло».

К непродуктивным типам словоизменения относятся, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения, разносклоняемые существительные и др. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.

Словотворчество в словообразовании.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

- часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»);

- к корню одного слова прибавляется окончание другого (слова с «чужими» окончаниями);

- одно слово составляется из двух («синтетические слова»).

Ниже представлены примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:

«Слова - осколки»:

1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев);

2. Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6 месяцев);

3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом» (3 года 10 месяцев); 4. Дыб (существительное от наречия «дыбом»): «Твои волосики стоят дыбом» – «Это дыб?» (4 года 11 месяцев).

Слова с «чужим» окончанием:

1. Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3года);

2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8

месяцев);

3. Светло (свет): «На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев);

4. Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев);

5. Правдун (говорящий правду): «Я – правдун!» (4 года);

6. Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?» (4 года 7 месяцев);

7. Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?» (5 лет);

8. Бурота (существительное от прилагательного «бурый»): «Это бурый медведь – смотри, какая бурота» (5 лет 10 месяцев);

9. Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала» (6 лет).

10. Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности»(6 лет).

«Синтетические слова»:

1. Ворунишка – вор и врунишка (3 года 6 месяцев);

2. Бананас – банан и ананас (3 года 9 месяцев);

3. Вкуски – вкусные куски (4года);

4. Бабезьяна – бабушка обезьяны (4 года).

Как получаются «слова-осколки», понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко» и, наконец, «молоко». Отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово «лепь» (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д., ребёнок же выделяет ударный слог «леп».

Второй способ создания ребёнком новых слов – присоединение к корню слова «чужого» окончания – также очень распространён. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Взрослые не говорят таких слов, но всё же, если присмотреться, то именно от них дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счёте, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребёнок создал по образцу слова «снежинка». В большинстве случаев образец, по которому создаётся новое слово, был усвоен ребёнком когда-то ранее. Создание «синтетических слов» ребёнком также интересно. В таких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор – врунишка, банан – ананас, огромный – громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова «чай» и «пить» (получается глагол «чайпить», «вынь» и «возьми» («выньми мне занозу», «в самом деле» (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и «синтетические слова» (аббревиации) взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребёнок постоянно слышит. Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребёнка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

В младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а в старшем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер. Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребёнок, пользуясь обобщающими существительными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные, в речи детей появляются отвлечённые существительные (надежда, сложные слова (длинноногий жираф, многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.

Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.

Публикации по теме:

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС до Я выбрала профессию такую, что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, что я иду по верному пути. Маркова М. В. А.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации в решении задач социального воспитания.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Проект «Включение семьи в музыкальную жизнь дошкольного образовательного учреждения» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОПРОСАМ МУЗЫКАЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства. В XXI веке многие семьи озабочены.

Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми. МБДОУ комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 17:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Николаева (УИ 291588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД