Татьяна Фролова
Проект «Включение семьи в музыкальную жизнь дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ВОПРОСАМ МУЗЫКАЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Одной из ведущих целей Федерального государственного образовательного стандарта – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.
Публикация «Проект „Включение семьи в музыкальную жизнь дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Для достижения целей Программы одной из первостепенных условий прописывается единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Одной из задач взаимодействия детского сада с семьей, прописанный во ФГОС привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Серьезные задачи ставятся в новой образовательной программе.
Но, не всегда родители и педагоги могут преодолеть субъординацию, монологизм в отношениях друг с другом, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров.
И, по большому счету, многие родители считают, что в детский сад – это учреждение присмотра и ухода, они мало осведомлены о тех задачах, которые решаются ДОУ.
Мы решили изучить эту проблему. Так зародилась идея создания проекта под названием «Включение семьи в музыкальную жизнь ДОУ»,
цель проекта – создать в ДОУ условия для разнообразного по содержания и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Задачи проекта : 1. Изучать отношения педагогов и родителей к вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности образовательной области «Музыка».
2. Познакомить родителей воспитанников ДОУ с задачами развития образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность».
3. Привлекать родителей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях художественно – эстетической направленности.
Участниками проекта являются дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели старших групп ДОУ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений, организация дня открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Внедрение музыки в повседневную жизнь детского сада, имеющей поистине положительное формирующее значение, зависит от воспитанности, культурных ценностей педагогов и членов семьи воспитанников, от того, что воспринял ребенок от окружающей социокультурной среды.
Известно, что ребенок получает до пятилетнего возраста основное количество информации об окружающей действительности, которое прививается через поведение и общение со сверстниками и взрослыми.
Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь так, как это делали их родители и окружающие друзья, взрослые.
Отсюда следует, что задача педагогов ДОУ – организовать среду, стимулирующую любознательность ребенка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей и близких участниками этого общения, что в свою очередь требует музыкального просвещения родителей. Семья – маленький коллектив, постоянно принимающий участие о всех жизненных проявлениях своих детей; он достигает положительных результатов в воспитательно – образовательном процессе только в том случае, если строит отношения, оказывает реальное влияние на жизнь ребенка на принципах сотрудничества и содружества.
Существуют различные способы поддержания связи с семьей в осуществлении процесса музыкального воспитания.
В МДОАУ № 11 стала уже традиционной посещение родителями музыкальных занятий, так называемые открытые музыкальные занятия для родительских коллективов. Они дают взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители воочию убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию художественного вкуса, художественно – творческих способностей, накоплению знаний о музыкальном искусстве.
На групповых собраниях в ДОУ разъясняем разнообразные вопросы музыкально – эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семейных условиях: какую фонотеку подобрать ребенку, как организовать и провести день рождения или новогодний праздник дома, как научить самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для самостоятельного изучения.
Для ознакомления родителей с работой ДОУ по музыкальному воспитанию, в музыкальном зале оформили стенд, информация которого обновляется регулярно, в соответствии с назревшими вопросами или тематикой ООД. На нем размещаю советы родителям, информацию о предстоящих детских концертах, театрализованных представлениях. Описываю сущность видов детской музыкальной деятельности.
Размещаю информацию для родителей на сайте МДОАУ № 11.
Традиционными в МДОАУ № 11 стало проведение семейных праздников. Например, осенью совместно с воспитателями провели «Праздник урожая в кафе «Осеннее». Дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах, например, «Угадай овощ»; «Расскажи. На чем играю». Заранее семьям ребят было дано задание «Приготовь осеннее блюдо», а в кафе предлагалось и детям и взрослым их продегустировать. Дети и родители исполняли совместные пляски, играли в игры. Праздник получился домашним, уютным.
23 февраля в нашем детском саду не обходится без пап. В праздник включаем соревнования между командами мальчиков, которые возглавляют приглашенные главы семейств. Совместная деятельность вдохновляет ребят, они чувствуют себя по – настоящему защитниками Отечества.
15 мая в нашей стране отмечается праздник «День семьи». В этот день мы провели соревнования между командами, состоящими из членов семьи и дошкольников. На празднике были и кулинарные поединки, и дефиле нарядов, изготовленных своими руками и презентованных на празднике. Родители вместе с детьми частушки. Дети исполнили задорные пляски, песню «Что такое семья?».
Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей и концерты родителей для детей, организованные совместные выступления детей и родителей.
На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театрализованная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей.
В своей деятельности я стала привлекать родителей к исполнению ролей: родители с удовольствием исполняют роли Подсолнушка, Белочки на осенних праздниках. Роль медведя на новогоднем празднике исполняла мама Веретенникова Богдана. Летом совместно с воспитателем Белоус Еленой Владимировной пригласили исполнить роль Черепахи и Львенка из известного всем мультфильма старших сестренок наших ребят. Праздник получился ярким и впечатляющим. На летний праздник пригласили маму Юры на роль доктора Айболита.
В данный момент времени с воспитателями старших групп работаем над реализацией проекта «Мальчики и девочки» по гендерному воспитанию. Результатом его стало проведение развлечений «Бал цветов в краю именинников» и «Цирк, цирк, цирк!». На роль Факира пригласили старшего брата Софьи. Дети были активны, эмоциональны, их очень заинтересовал гость.
Незабываемые ощущения и чувства, пережитые в детстве, в дальнейшем переносятся во взрослый мир. Получая положительный эмоциональный заряд, детский организм как бы «открывается» навстречу добру и красоте. Этому необычайно способствует совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместные участия детей и родителей в театральных постановках ценны тем, что дарят друг другу теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, заботливость друг о друге, сплочение в успешном достижении цели.
Формы таких ярко – праздничных действий могут быть очень разнообразны.
Результаты работы над проектом :
1. РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
2. КОРРЕКТИРУЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
3. РОДИТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГРУППОВЫХ СОБРАНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
4. РОДИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
В ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
5. НАБЛЮДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА В ОТНОШЕНИЯХ ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК
6. УЛУЧШАЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ