Людмила Соина
Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Использование возможностей дошкольного образовательного
учреждения как воспитательной организации в решении задач
социального воспитания дошкольников
(на примере МБДОУ «ЦРР д/с № 66» г. Воронежа)
Приведём характеристики образовательного учреждения как воспитательной организации на примере МБДОУ ЦРР д/с № 66 г. Воронежа. Данные характеристики определяют социально-педагогический потенциал воспитательной организации ДОУ, который может быть использован и используется воспитателями в решении задач социального воспитания дошкольников.
Публикация «Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации» размещена в разделах
Здание детского сада двухэтажное, состоящее из трёх корпусов. Фасад здания окрашен в ярко синий цвет с двумя центральными входами, у каждого из которых разбит цветник. По периметру здание учреждения огорожено забором с двумя калитками, одна находится у центрального входа, другая – у подъезда к пищеблоку. Так как это дошкольное учреждение, то каждая секция забора окрашена яркими красками с чередованием красного, жёлтого, синего, зелёного, фиолетового цветов.
Территория детского сада состоит из двенадцати благоустроенных детских участков, отделённых зелёными насаждениями. Каждый участок оснащён верандой, песочницей, клумбами и другими архитектурными сооружениями, так же имеется спортивная площадка со спортивным инвентарём различной формы и направленности (лестницы, турники, колёса, беговая дорожка и т. д.). На всей территории детского сада ведётся видео наблюдение, изображение с видео камер выводиться на монитор который находится под контролем охранника детского сада.
При входе в здание детского сада на стене расположены демонстрационные стенды с информацией об учреждении : свидетельство об аккредитации, почетные грамоты, списки педагогического коллектива, так же размещён стенд с фотографиями воспитанников, который отображает жизнь детей в детском саду, их участие в различных конкурсах, спортивных мероприятиях. Один из стендов представляет работу профсоюзного комитета, состав и направление его деятельности. В ДОУ имеется методический уголок с подробной информацией для педагогов о различных квалификационных категориях, правилах защиты категории, методическими указаниями.
В ДОУ работает 11 групп (12 часовой рабочий день, каждая группа ярко и красочно оформлена, в коридорах детского сада представлены детские работы по тестопластике и бисероплетению.
На втором этаже находятся музыкальный и спортивный залы с соответствующим возрасту спортивным и музыкальным оборудованием, также имеется зал русского народного творчества в виде русской старинной избы, где собранны предметы быта народа.
Для педагогов детского сада есть грамотно организованный методический кабинет с разнообразной, доступной для каждого педагога методической литературой.
В ДОУ проводиться различные диагностические исследования (Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК, анкетирование для определения профессиональной компетентности педагогов, выявление перспектив профессиональной деятельности педагогов, изучение уровня коллективизма в учреждении и исследования психологического климата в целом коллективе, что даёт возможность определить индивидуально-дефференцированные маршруты профессионального развития для каждого педагога. Анализируя результаты можно сказать, что успешность коллектива в целом складывается из успешности каждого педагога в отдельности. По результатам анкеты, выявляющей удовлетворённость педагогов жизнедеятельностью, можно сделать вывод о том, что коллектив в целом удовлетворён организацией труда, возможностью проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств; отношениям с коллегами и администрацией, с детьми и их родителями, обеспечением своей профессиональной деятельности. Анализ выявления перспектив профессиональной деятельности показал, что удовлетворенны своей профессиональной подготовкой 62% опрошенных педагога, но, тем не менее, все участники опроса хотели бы усовершенствовать свои знания: 94% – в методической подготовке, 6% – в теоретической подготовке. Выбранная педагогами предпочтительная форма повышения квалификации находит свое отражение при составлении ежегодных планов работы. В будущем педагоги хотели бы пополнять свои знания в области здоровьесберегающих технологий.
Анализируя состояние психологического климата в ДОУ, нельзя не отметить тот факт, что средний возраст педагогов коллектива от 25 до 40 лет, то есть на социальное и профессиональное становление этих людей оказали большое влияние новые отношения в стране (экономические, социальные и т. д.). В этот период в стране поменялся общественный строй, что повлекло за собой изменения в сознании людей. Для большей части из них приоритетным является понятие «моё», а не «наше», поэтому для администрации важно научиться преодолевать противоречия в коллективе, когда одна часть педагогов (40–55 лет) является ярким представителем коллективизма (36%, а другая часть – индивидуалисты (64%). Но, несмотря на разное восприятие педагогом «себя» в коллективе, в целом психологический климат в ДОУ можно считать благоприятным.
В состав педагогического коллектива входят педагоги различных категорий (I, высшая, педагоги дополнительного образования : а) ручной труд (тестопластика, бисероплетение, роспись по батику, стеклу); б) хореография, аэробика, ушу, лечебная гимнастика; в) английский язык; г) логопед, психолог.
Детский сад сегодня становится «открытой» системой для населения микрорайона по всем вопросам воспитания и развития ребенка (ДОУ сотрудничает с районной библиотекой, проводятся круглые столы для родителей, психологические игры, открытые занятия).
Одним из приоритетных направлений в работе коллектива является проблема социальной защищенности ребенка раннего возраста и его развитие. Коллектив ДОУ делает все возможное для того, чтобы жизнь самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где встречают их – радостным, светлым и теплым.
Перед коллективом ДОУ стоят следующие задачи:
1) создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
2) сформировать у детей навыки здорового образа жизни; содействовать полноценному физическому развитию детей (организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психологический комфорт; формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; обеспечить понимание детьми смысла выполненных режимных процессов; воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности);
3) закладывать основы будущей личности (воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; закладывать основу доверительных отношений детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; поддерживать у детей интерес к окружающей действительности; побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности).
Комфортные условия пребывания ребенка в ДОУ.
Комфортность – это состояние, вызванное ощущением удобства, уюта, удовлетворением потребности в защищенности.
Образовательная среда соответствует индивидуальным интересам и потребностям детей. Ребенок каждый день приходит в детский сад как в теплый дом, где царит семейная атмосфера, где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам: поиграть, послушать сказку, принять участие в занятиях, труде, общении.
Должное внимание педагоги ДОУ уделяют организации предметно-развивающей среды. Для этих целей в группах оборудованы соответствующие уголки, где в достаточном количестве имеется разнообразный, развивающий, дидактический, иллюстрационный, игровой и изобразительный материал, который расположен на полках и стеллажах таким образом, что позволяет детям свободно пользоваться им и чувствовать себя хозяевами группы. Развивающая среда строится с учетом половых различий. Для этих целей в группах созданы уголки для мальчиков и девочек.
Для реализации индивидуальных потребностей и эффективного накопления личного опыта ребенка образовательный процесс в ДОУ проходит и в специально оборудованных помещениях: музыкальном, физкультурном залах, изостудии, кабинете психолога, досугово-развивающем центре, музее «Русская горница», зимнем саду, оздоровительном центре. В стенах детского сада созданы и многофункциональные пособия, которые доступны для манипуляций всем детям – это «Стена творчества», «География Земли», «Уроки Светофорчика».
Создана развивающая среда и на территории детского сада. Спортивная площадка, цветники, клумбы, альпийская горка, игровая зона с сюжетными постройками; площадка для обучения детей правилам дорожного движения ; плескательные бассейны, малые архитектурные формы имеются на каждом групповом участке.
Таким образом, можно сказать, что МДОУ «ЦРР д/с № 66» обладает всеми признаками воспитательной организации, в которой наличествует фиксированное членство, культура ДОУ, «климат», воспитательная система, а так же системы власти, социальные ролей. В ДОУ осуществляется передача социального опыта, решаются задачи формального и неформального образования, оказывается индивидуальная помощь детям.