Наталия Жиркова
Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми.
МБДОУ комбинированного вида детский сад № 52 «Маячок»
Н. Н. Жиркова
Публикация «Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В основе изменения поведения дошкольника в сторону гиперактивности лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание во время беременности, некоторые перенесённые матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но наиболее выражены в дошкольном возрасте. В последнее время проблема гиперактивности детей дошкольного возраста становиться всё более актуальной. Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Наверное, в каждой группе детского сада, встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Есть такие дети и в нашем детском саду. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Ведущий признак гиперактивности - неспособность сосредотачивать внимание в течение долгого времени и слишком импульсивное поведение. Эту особенность ребёнка необходимо учитывать в процессе воспитания. Надо выбрать единый стиль поведения и воспитания, которому будут следовать родители и воспитатели. Именно родители первыми замечают, когда больше возбуждается ребёнок. Они имеют возможность наблюдать за поведением ребёнка вне стен детского сада. При воспитании гиперактивного ребёнка лучше использовать метод поощрения. За правильное поведение или выполнения, какой - либо задачи ребёнок должен получить вознаграждение. Нужно быть осторожным в отношении критических замечаний. Если даже ребёнок не слишком хорошо справляется с заданием или ведёт себя не идеально надо стараться хвалить его.
Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Есть специальные игры, которые помогают ребёнку научиться внимательно, слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно сформировать у ребёнка умение действовать медленнее и концентрировать внимание. В нашей работе мы используем такие игры и упражнения. Вот некоторые из них: «Слушай хлопки». Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза - позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Запрещённые движения». Взрослый показывает движения, которые ребёнок повторяет. Затем выбирает одно движение, которое нельзя выполнять. Игры с писком. Они просто необходимы для гиперактивных детей, так как они успокаивают ребёнка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой. «Найди отличие». Ребёнок рисует картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться местами. «Четыре стихии». По команде ведущего ребёнок, сидя на стуле, выполняет определё нное движение руками: «земля»- опустить руки, вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь»- вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах. «Пожалуйста». Ведущий показывает движения, а дети выполняют их только тогда, когда ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Конечно, это далеко не весь список игр, которые мы используем. Полезны так же раскраски мозаики, аппликации, конструкторы, которые приучают малыша к усидчивости, развивают внимание.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детей нашей группы, мы предлагаем им пользоваться следующей «шпаргалкой» :
• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
• Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.
• Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.
• Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
• Уделять ребёнку достаточно внимания.
• Не допускать ссор в присутствии ребёнка.
• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
• Не прибегать к физическому наказанию.
• Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости.
• Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
• Избегать больших скоплений людей.
• Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере.
• Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.
Таким образом, необходимо понимать, что с гиперактивными детьми нужно заниматься специально. Им нужна своевременная комплексная помощь иначе в дальнейшем последствия могут быть необратимыми.
Литература:
1. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009.-169с.