Елена Макарова
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
В XXI веке многие семьи озабочены решением экономических, социальных, политических проблем, а порой даже проблем физического выживания.
Целью данной работы является изучение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства» размещена в разделах
Социальные проблемы современной семьи: расслоение общества изменение традиционных ролей членов семьи (особенно женщины). Происходит обесценивание таких понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида, всплеск внебрачной рождаемости; рост количества неполных семей (разводы, вдовство); повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т. п.); насилие в семье; появление нетрадиционных видов семей: материнская семья, семья с раздельным проживанием супругов и т. д. ; отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству; снижение социальной установки на воспитание, образование детей; противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей.
Главные усилия воспитателей и всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения должны быть направлены на:
улучшение семейного микроклимата;
формирование положительных взаимоотношений в семье;
повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.
Основные формы взаимодействия : сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве) и общение. В зависимости от уровня развития общения выделяют следующие его виды:
– примитивное, субъект-объектное обучение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач.
– манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению, и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом.
– паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения.
Большую роль для организации взаимодействия воспитателей с родителями играют ценностные ориентации педагога дошкольного образования.
Существует многообразие форм и активных методов развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи. К ним относятся:
круглые столы;
дискуссионные встречи;
вечера вопросов и ответов;
родительские конференции;
консультации;
педагогические гостиные;
образовательно-игровые тренинги;
практикумы в форме деловой игры;
Досуговые мероприятия совместно с детьми (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и др.);
библиотека семейного чтения, визуальные средства общения, телефон доверия, день открытых дверей, семейные маршруты выходного дня, акции с участием детей и взрослых.
Основным критерием эффективности взаимодействия является повышение уровня педагогической культуры родителей, осознанное отношение к своей воспитательной позиции, рефлексия природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Это достигается посредством педагогического просвещения и повышения педагогической компетентности как родителей, так и воспитателей. В дошкольном образовательном учреждении это выражается в регулярном и активном участии родителей в воспитательных мероприятиях, проводимых воспитателями.