Ипатова Елена Васильевна
Конспект занятия «Вода наше богатство» в подготовительной группе
▼ Скачать
Образовательная область «Безопасность»
Конспект ООД
в подготовительной к школе группе
Тема: «Вода наше богатство»
Цель: Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.
Образовательная задача:
Публикация «Конспект занятия „Вода наше богатство“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Расширять представления детей о некоторых видах опасных ситуаций для окружающего мира природы (загрязнение воды). Формировать способность осознавать последствия действий людей по отношению к окружающей среде.
Развивающая задача:
Развивать умение делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному природному ресурсу, к природе родного края.
Здоровье сберегающие задачи:
Закреплять умение сохранять правильную осанку.
Предварительная работа:
Рассматривание на прогулке снега, инея, тумана, опытническая деятельность в группе; беседы на темы: «Рыбье царство», «Морские чудеса», «Что мы знаем о воде», отгадывание загадок, чтение художественной литературы для детей дошкольного возраста, слушание музыки, подвижная игра «Ручеек».
Активизация словаря:
Нефтепродукты, фильтр, интервью, микрофон, мусоросборщики, нефтесборщики.
Оборудование: для опытов стаканчики, фильтры, большая емкость с загрязненной водой, большая емкость с чистой водой, фартуки, салфетки из ткани, коврики для отдыха, музыкальное сопровождение, микрофон, материал для аппликации (клей, салфетки, фломастеры, линейки, ножницы, бумага).
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло! Давайте с ними поздороваемся (социально-нравственное воспитание, соблюдение правил хорошего тона). Дети здороваются, садятся на стульчики.
(с целью здоровьесберегающих технологий обратить внимание на правильную осанку, как красиво стоят ноги)
Мотивация детей на положительную деятельность
Воспитатель: сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты, но сначала отгадайте загадку (развитие слухового внимания, мышления)
- Меня пьют, меня льют
Всем нужна я, кто я такая? (формирование быстроты мышления)
Дети: вода.
Воспитатель: правильно, вода. А что вы представляете при слове «вода»?
Что знаете о воде?
Дети: Вода течет, она прозрачная, вода есть в реках, озерах, морях, океанах и в кране (активация словаря детей)
Воспитатель: Молодцы! Я расскажу вам стихотворение о волшебнице воде (Н. Рыжова)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде, -
И в пруду её найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
(мотивация детей на положительную деятельность)
Воспитатель: сегодня мы поговорим не о той воде, которая течет из крана, а о речной воде. Перед вами карта нашего края (смотрим на карту) кто мне скажет, как называется наш край?
Дети: Кемеровский край.
(активировать в речи детей прилагательные)
Воспитатель: обратите внимание: всю территорию нашего края пронизывают голубые нити, кружочки, пятнышки. Как вы думаете, что они могут обозначать?
Дети: они обозначают реки, озера.
(активировать в речи детей существительные)
Воспитатель: А какие реки и озера нашего города вы знаете?
Дети: Реки: Томь, Кондома, Чумыш, Яя, Аба, Мундыбаш, Кия, Терсь, озера: Скалистое, Черное.
Воспитатель: как называется главная река нашего края?
(дети рассматривают карту, картинки)
Дети: главная река нашего края называется Обь.
Воспитатель: совершенно верно, Обь. Скорее всего, вы часто бываете с мамами и папами на её берегах, отдыхаете, ловите рыбу. Какая рыба водится в реке Обь или в других реках нашей области?
Дети: Карась, щука, сазан, лещ, язь, сом, налим, окунь, плотва и т. д. (показ иллюстраций)
Воспитатель: как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, что бы ей в реке было хорошо?
(дети отвечают и обосновывают свой ответ)
Ребенок: «Я знаю, какие условия должны быть для рыбы, что бы её было хорошо и комфортно. Вода должна быть чистая, без мусора»
Воспитатель: Молодец! У тебя сегодня интересные рассуждения, выводы, и вы все ребята, молодцы!
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Почему нельзя?» (показ изображений того, чего нельзя делать у водоемов)
А как вы думаете, почему нельзя? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас отправляемся в лабораторию (дети надевают фартуки, напомнить детям правила техники безопасности при работе с водой)
Воспитатель: Ребята посмотрите на аквариум (емкость с водой) и представьте, что это озеро.
Как вы считаете, что с ним произошло?
Дети: оно загрязнено, в нем много мусора.
Воспитатель: может ли в такой воде обитать рыба? Почему?
Дети: нет, не может, в воде много мусора.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Дети: убрать мусор.
Воспитатель: с помощью чего можно убрать мусор?
Дети: мусор можно убрать с помощью сачка.
Воспитатель: Я предлагаю взять сачки и очистить наше «озеро» (дети выполняют задание). С этим задание вы справились легко, потому что наше озеро маленькое. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке?
(ответы детей)
Воспитатель: на больших водоемах работает специальная техника по сбору мусора, называют их «Морские дворники» - корабли мусоросборщики и корабли нефтесборщики.
(интерактивное взаимодействие-показ слайдов, иллюстраций)
-Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести ещё один эксперимент.
Мы живем с вами в Кузбассе, где есть Яйский нефтеперерабатывающий завод. Нефтепродукты можно перевозить в другие регионы по реке на специальных танкерах. Иногда, при перевозке происходит утечка нефтепродуктов с танкера в реку.
Давайте посмотрим, что произойдет, если капнуть немного масла в воду. Растворилось масло в воде или нет?
Дети: нет, оно осталось плавать на поверхности воды.
Воспитатель: могут ли в такой воде обитать рыбы? Почему?
Дети: нет, на воде пятно масла, и рыбам нечем будет дышать.
Воспитатель: верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. Масло образует пленку, через которую не поступает кислород в воду. А что нужно сделать, сто бы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: это нужно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из ваты и из обычной салфетки. Посмотрите, как это сделаю я (воспитатель демонстрирует детям, как делать фильтр и устанавливает его в стаканчик)
- А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно (дети изготавливают фильтр)
Воспитатель: Молодцы! У всех все получилось. Давайте испытаем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте воду в стаканчики с фильтром (дети выполняют задание) аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какой она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: куда делось масло?
Дети: Все масло осталось в фильтре.
(формирование быстроты мышления)
Воспитатель: вот так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника. Посмотрите на фотографии: этой техникой убирают нефтяные пленки с поверхности воды. Как вы думаете, что случится, если люди дальше будут загрязнять реки, озера?
Дети: погибнут рыбы, растения, животные, люди.
Воспитатель: Молодцы!
Дети снимают фартуки.
Подвижная игра: «Капельки и тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я — мама Тучка, а вы — мои детки. Делайте все, что я скажу.
— Капельки, вам пора отправляться в путь! (Звучит аудиозапись со звуками дождя.) Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (Дети прыгают.) Скучно им стало поодиночке прыгать. (’обрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя.)
Воспитатель: Находясь у водоемов нужно соблюдать правила поведения на берегу рек устанавливают специальные запрещающие знаки, я предлагаю вам сейчас их самостоятельно изготовить. На столах лежат необходимые для этого предметы (дети подходят к столам). Разделитесь на команды из двух человек и выполните задание по образцу (дети изготавливают запрещающие знаки) (желание работать самостоятельно). А теперь расположите знаки на плакате «Люби природу» Молодцы!
Вывод: «интервью»
(Воспитатель предлагает детям по очереди ответить в микрофон на вопросы)
Воспитатель: что вам сегодня показалось особенно интересным? Что нового вы узнали? Кто помнит, с помощью чего можно очистить воду в емкости? А воду в реке? Что людям важно помнить, когда они приходят отдохнуть на реку или озеро?
(ответы детей)
Воспитатель: спасибо за вашу активность на занятии, мне было приятно с вами общаться.
Мы с вами работали, убирали мусор сачками, фильтровали воду и все это трогали руками и ваши руки стали грязными. А как вы думаете, что необходимо сделать?
Дети: нужно вымыть руки.
Воспитатель: что нам необходимо для этого?
Дети: Нам необходимо вода и мыло.
Воспитатель: Молодцы! Я и гости вами очень довольны. Вы любознательны, активны и много знаете.
дети прощаются с гостями, а затем идут мыть руки
(закрепление культурно-гигиенических навыков).