arinadadova
«Семейные обычаи кабардинцев». Конспект НОД в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Семейные обычаи кабардинцев. Первое укладывание ребёнка в колыбель"
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель:Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов.
Задачи
-познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (гущъэхэпхэ);
- продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой кабардинского народа;
поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;
- расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;
- закреплять знания старинных кабардинских имен;
- обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька.
Предварительная работа:
- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы кабардинской старины»; «Я и мое имя»
- чтение народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми народных игр.
Оборудование: предметы быта и культуры, люлька, кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.
Ход нод:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы – твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель: Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.
-Ребята, скажите, как называется наша страна: (Россия)
-Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Кабардино-Балкария)
-Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги. В КБР живут люди разных национальностей: русские, кабардинцы, балкарцы и многие другие национальности.
В нашей республике есть красивые города, сёла.
Мы с вами живём в городе. Как он называется (Нальчик)
А ещё в республике есть селения, в которых живут кабардинцы и балкарцы.
Сейчас в сёлах большие современные дома, а раньше, в старые времена кабардинцы жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.
Как назывались дома в сёлах в старые времена? (сакля).
-Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из села. Посмотрите, какой конверт необычным с орнаментом. Хотите узнать, что в нём (ответы детей).
Открываем конверт и читаем.
Воспитатель: Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в селе сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!
Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей).
А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом с тремя крылечками
Ездит с Человечками (Автобус)
Музыкальная игра «Автобус»
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В селе)
Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?
Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.
Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.
Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик).
Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим).
(выходит бабушка приветствует детей и на кабардинском, и на русском языке).
Бабушка: Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики).
(Раздается звук плача ребенка.)
Воспитатель: Ребята, что это за звук? Кто плачет?
Бабушка: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился
(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)
Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Наречение именем считается большим событием, так как с ним связывают все будущие удачи и неудачи в жизни человека. По обычаям кабардинцев мальчика нарекали именем дедушки или доблестного джигита, девочку — именем бабушки или счастливой, красивой женщины.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы придумаем этому ребеночку имя. Дети, какие вы знаете кабардинские имена? (Рашид, Ислам,Алан, Альбина, Бэлла,, Тимур, Хазрет, Зарема, Рузана, Салим).
(Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Салим).
Бабушка: Вы знаете, нашего дедушку зовут - Салим. Салим означает: здоровый, миролюбивый. Давайте назовём ребёнка Салимом в честь дедушки.
Бабушка: Ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Салимчик. А когда он вырастет, то его уже будут называть Салимом. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
(дети называют сначала свои имена как они звучат сейчас, а потом,как они будут звучать, когда дети станут взрослыми: Амир-Амирхан, Даня-Даниель, Мурик-Мурат.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Салимом, и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель в кабардинской семье.
Бабушка: Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозила люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили, что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым, крепким и счастливым. По представлениям кабардинцев, это дерево имело силу оберега, отводило дурной глаз. Матрасик в колыбельке должен быть заполнен шелухой от проса, так как она хорошо проветривается, просушивается, принимает нужную ребенку форму.
Бабушка: Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.
(Бабушка достает яйцо и кота и укладывает его в колыбель.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего их туда положили? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Бабушка : Ребята, яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, «Пусть доживет до тех дней, пока не побелеет как яйцо». А если кот поспит в колыбели, он оставит в люльке свой сон, и ребенок будет хорошо спать.
Воспитатель : Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Салима. Споем? (ответы детей). Ребята, давайте мы с вами споем колыбельную.
«Колыбельная»
Бабушка: Молодцы, ребята, как хорошо вы спели колыбельную! Салим почти уснул А теперь я спою колыбельную для Салима.
Бабушка: В люльке кот поспал,
Сон сладкий в ней оставил.
Что сон сладкий к нему придет,
Предрекая в люльку его укладывая
Изголовье твоей колыбели с луной играет
Твоя постель в люльке золотом вышита
На золотой подушке ты у меня спишь
И прекрасной лай-лай тебя укачивает.
Детство светлое, как май,
Дал тебе отцовский край.
Он могучею рукой
Охраняет твой покой.
Чистый светлый как родник….
Спи, мой маленький адыг!
Воспитатель: Вот и уснул наш Салим. У нашего Салима сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А ещё для детей делали обереги. Как вы думаете, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял ребёнка от бед.
Воспитатель: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
Воспитатель: На днях рождения, гости попусту не сидели, а дарили подарки.
-Что подарить,- решали люди,-
Мальчонке? Будущий джигит.
Такой в седле – беды не будет,
Сажай сейчас – и усидит.
-Кинжал дарите – смерч разящий,-
Сказал юнец в толпе стоящий.
- Коня дарите – друг надёжный, -
Джигита довод посерьёзней….
Сказал седой как лунь старик:
-Дарите мальчику – родник.
Воспитатель: Как вы думаете, почему старый дедушка предложил подарить ребёнку родник? (ответы детей)
-Что такое родник? Это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу. Без воды нет жизни на Земле.
Родниковую воду называют «живой водой». Родник – это символ жизни, здоровья и долголетия. Вот почему старик предложил подарить мальчику родник. Чтобы ребёнок рос здоровым, крепким и долго жил.
Но чаще всего гости дарили ребёнку рубашку или ткань для рубашки. Мы в подарок Салиму, тоже сделали вот такие рубашки с орнаментом.
(отдаю бабушке рубашки, которые сделали дети. Бабушка благодарит детей за подарок)
Воспитатель: А теперь давайте подарим Салиму наши стихи и песни.
Стихи
Как тянется к солнцу
И небу орлёнок,
Так тянется
К матери нежный ребёнок.
Как ветер играет,
С кудрявым ягнёнком,
Так возится мать,
С шаловливым ребёнком.
Пусть жизнь им подарит
Нечётные дни,
Пусть радостью будут
Друг другу они.
Дождинкой, упавшей на тело Земли,
Ребёнок приник к материнской груди.
А вырастет – ахнешь:
Джигит – удалец!
Как счастливы будут и мать и отец.
Бабушка: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? А хотите поиграть в самую настоящую кабардинскую игру?
Игра «Скачки»
Цель игры: развитие быстроты, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.
Игра предназначена для детей 4—5 лет. Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
Правила игры:
• выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;
• если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног, игроку засчитывается поражение.
Воспитатель: Когда рождается ребенок, все желают ему только самого хорошего, пусть сегодня каждый из вас пожелает ему что-нибудь.
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай, и уважай отца и мать.
- Будь добр,и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть будет честным и смелым.
- Соблюдает обычаи.
Бабушка: Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящее кабардинское угощение.
(Дети благодарят за угощение, прощаются с бабушкой)
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. А угощение мы попробуем с вами в группе.
Музыкальная игра «Автобус»
Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.