Ольга Мамонова
«Весну выручаем». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных и птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
• закреплять знания детей о весне, уточнить ее приметы, расширять знания детей;
• формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
• вызывать эмоциональный отклик при чтении произведений писателей и поэтов, живописующих красоту природы.
Материалы и оборудование:
Шамаева С. Е. "Родная природа", В. В. Бианки "Четыре времени года", дидактические карточки "Дикие животные", "Перелетные птицы", фигурки насекомых, листы голубой бумаги (формат А4, прямоугольники красного, синего, зеленого цвета для изображения крыш, прямоугольники белого и светло-голубого цвета для вырезания сосулек, ножницы, клей-карандаши, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Ребята, с Весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный, порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила меня обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые она нам приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Готовы!
2. Основная часть
Педагог: Для начала вспомните: после какого времени года наступает весна и перед каким временем года?
Дети: Весна наступает после зимы, перед летом.
Педагог: Назовите приметы весны.
Дети: Весной солнце светит ярче. Птицы прилетают из теплых стран. Сосульки капают с крыш домов. Тает снег и текут ручьи. Появляются проталины.
Чтение рассказа М. Пришвина «Светлая капель».
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Дети: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
Педагог: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
Дети: Нет, не наступит.
Педагог: А наше солнышко заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным. Ребята, покажите мне, как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник весны. Что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым? Давайте придумаем для солнышка красивые слова.
Словесная игра «Подбери слово»

Солнце (какое?) - яркое, лучистое, золотое, теплое, ласковое, весеннее, веселое.
Педагог: Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?
Дети: Весной медведи просыпаются после зимней спячки. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.
Дидактическая игра «Животные наших лесов»

На столе лежат карточки на которых изображены животные. Они перепутаны. Дети выбирают только животных наших лесов.
Педагог: Ребята, но из спячки выходят не только некоторые животные, но и насекомые. Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому что насекомые – корм для птиц.
Педагог: Чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев.

Педагог размещает на магнитной доске перелетных птиц, а дети их называют.
Физминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (Дети хлопают в ладоши.)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Руки перед собой, "фонарики".)
Побежал в саду ручей, (Бег на месте.)
Прилетело сто грачей, (Дети машут руками, стоя на месте.)
А сугробы тают, тают, (Дети приседают на месте.)
А цветочки подрастают. (Дети медленно встают, кисти рук вместе, "цветок".)
Всей природе не до сна,
Приходи скорей Весна! (Манят руками.)
Педагог: Ребята отгадайте загадку:
Висит под карнизом
Рожок ледяной,
Он солнцем пронизан
И пахнет весной. (Сосулька.)

Педагог предлагает детям выполнить картину-аппликацию с сосульками.
Аппликация с элементами рисования "Разноцветная капель"
1. Дети складывают бумагу белого цвета гармошкой, рисуют сосульки и вырезают их приемом "зигзаг".


2. Затем наклеивают «хороводы» сосулек на цветную бумагу.


3. Приклеивают цветные крыши трапециевидной формы.

4. Цветными карандашами дорисовывают капельки.



3. Рефлексия
Педагог: Вот и пали чары злого ветра, Весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года - весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут музыку. Весна будет рада услышать стихи о себе.
Педагог читает стихотворения А. Плещеева «Весна», А. Блока «На лугу» и А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».