Приложение МААМ

«Хлеб блокадного Ленинграда». Конспект НОД для детей подготовительной группы (3 фото)

Людмила Васькова
«Хлеб блокадного Ленинграда». Конспект НОД для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений у дошкольников об исторических событиях Великой Отечественной войны через конкретные примеры.

«Хлеб блокадного Ленинграда». Конспект НОД для детей подготовительной группы

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с историей города Ленинграда и понятиями «пайка» (блокадный хлеб, «блокада»;

• формировать у детей представления о трудностях блокадного города, героизме его ленинградцев;

• научить детей замешивать тесто для хлеба;

Фото «Хлеб блокадного Ленинграда»

Развивающие:

• способствовать развитию познавательной активности, приобщать к прошлому через связь поколений;

Воспитательные:

• воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду; уважение к военным и к пожилым людям.

Материалы и оборудования: Презентация «Блокадный хлеб»; предметы для замешивания теста (мука, соль, вода, яйцо, солома, трава, опилки; настольно-печатная игра «Символы блокадного Ленинграда»; аудиозапись «Метроном».

Словарная работа: блокада, пайка, хлебная карточка, фашисты, древесные опилки, Ленинград, ленинградцы, бомбёжка, обстрел, печка-буржуйка,

Ход:

В: - Стоит на реке Нева большой и красивый город-Герой, город-Солдат, город-Труженик – Санкт-Петербург. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Когда-то давным-давно этот город называли совсем по-другому: Ленинград. Есть у Ленинграда памятная дата 27 января 1943 года. И сегодня мы узнаем об истории города-героя Ленинград.

Очень тяжёлые испытания пришлось пережить городу и его жителям в годы Великой Отечественной войны. Когда фашисты напали на нашу страну, они не просто хотели захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стерев с лица земли. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, школам, заводам.

Итак, 1941 год. Зима. Кругом стоял страшный вой сирены, постоянные обстрелы и летящие с неба бомбы.

Вражеские немецкие войска окружили Ленинград, взяв его в кольцо: никто не мог выехать из него и в него вернуться. Другими словами это называется блокада. Мало того, что город был окружен врагами, так еще случилось самое страшное – В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, на продовольственных складах, где хранились продукты для жителей города, случился пожар. Все продукты сгорели.

В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Для жителей самым вкусным и сладким была не конфета, а единственный продукт питания - крошечный ломтик чёрного хлеба.

Хлеб. Какое простое, повседневное, как слова «мама», «солнце», «вода». Как можно сказать про хлеб, какой он? (Ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный).

Это сейчас мы с вами можем есть хлеб из разной муки. А войну в тесто кроме муки (муки было очень мало) добавляли солому, траву лебеду, древесные опилки. Хлеб был чёрным по цвету и очень твёрдым.

(Воспитатель предлагает детям замесить тесто, а потом сравнить разные виды хлеба и обсудить их отличия на вид и на вкус)

Слайд 3. Пайка блокадного хлеба

Пайка блокадного хлеба

Мама, хлебушка дай-ка. В глазах страданье и страх.

Хлеба блокадного пайка в худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба - с жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба мы не должны забыть!

В: - Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было съесть за целый день. Ни завтрака, ни обеда, ни ужина… Только хлеб и вода.

Слайд 4. «Хлебная карточка»

Хлеб выдавали по специальным карточкам – талонам, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. На карточке была надпись «При утере, не возобновляется!», то есть, если человек терял карточку, то не мог получить хлеба и оставался голодным. Хлебная карточка была дороже денег. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди. Люди выстраивались с раннего утра в очереди. И не всегда хлеба на всех хватало…

Слайд 5. Холод

Люди жили в разрушенных от взрывов домах, без света, тепла, воды и еды. От холода многие болели, погибали. Мороз опускался до 40 градусов. Было так холодно, что перемерзали водопроводные трубы, по которым в дома поступала вода. Люди остались без воды, без света, и без тепла. Внутренние стены квартир покрылись тоненькой корочкой льда. Люди в квартирах ходили в верхней одежде, в валенках, спали, не раздеваясь.

Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки-буржуйки, выводя трубы в окна. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой зданий. Многие погибали от холода.

Слайд 6. Вода

Еле живые люди ходили за водой к Неве и другим рекам города. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

Слайд 6. Керосиновые лампы

На улице и в домах темно, потому что нет света. Люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. В квартирах устанавливали специальные печки и жгли книги, чтобы согреться.

Слайд 7. Метроном

О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома. Медленный ритм метронома ассоциировался с человеческим дыханием. Ленинградцы считали, если слышен звук метронома, значит не всё потеряно, про них не забыли, всё еще есть надежда выжить. Прослушивание ритма метронома

Слайд 8. Заводы

Жители Ленинграда не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится с единственной мыслью: «Все для фронта, всё – для Победы!

Слайд 9. Дорога жизни

В: - Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же достать продовольствие для жителей? Ведь враг беспощадно бомбил город днём и ночью.

Лишь только одна дорога связывала осаждённый город с большой землёй через Ладожское озеро. Летом – по воде на катерах и других судах, зимой – по льду. Постоянно (ночью и днём) по дороге шли друг за другом машины: из города вывозили детей и раненых, а в город везли продукты. Немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Не жалея себя, шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, ремонтировали машины и продолжали поездки. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев поэтому её назвали «Дорогой жизни»

Слайд 10. Окончание блокады

Блокада продолжалась 900 дней, почти два с половиной года. 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, а 27 января в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой вспыхнул праздничный салют. Выжившие жители Ленинграда со слезами на глазах смотрели на салют.

Слайд 11. «Разорванное кольцо»

С тех пор прошло много лет, но подвиг ленинградцев в годы блокады навсегда останется в памяти русского народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установили памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города-героя».

27 января наша страна вместе с жителями Ленинграда будет отмечать день освобождения нашими войсками от немецко-фашистских захватчиков - день полного снятия блокады Ленинграда.

И последнее, ребята. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы обладаете и как его надо беречь.

дидактическая игра «Символы Ленинграда»

Дети раскладывают картинки и подбирают символы по силуэту.

В конце занятия дети пробуют испеченный хлеб.

Используемая литература

Презентация «Блокадный хлеб»

. Конспект НОД для детей подготовительной группы - фото
Публикации по теме:

Мини-музей в детском саду. Выставка «Героям блокадного Ленинграда посвящается»Мини-музей в детском саду. Выставка «Героям блокадного Ленинграда посвящается» Мини-музей в детском саду. Выставка "Героям блокадного Ленинграда посвящается. " В соответствии с Федеральной образовательной программой.

Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда»Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда» Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда» Была и блокада, и умирающий город Ленинград. Из песни, как говорится, не выкинуть.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Подвиг блокадного Ленинграда»Фотоотчет «Тематическая неделя «Подвиг блокадного Ленинграда» 27 января - важная, памятная дата в жизни коренных ленинградцев. В этот день в 1944 году ровно 77 лет назад была снята вражеская блокада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хлеб блокадного Ленинграда». Конспект НОД для детей подготовительной группы
Опубликовано: 11 марта 2025 в 19:21
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хлеб блокадного Ленинграда». Конспект НОД для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Васькова (УИ 3359824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД