Анна Александровна Калёнова
Проект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проект: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: краткосрочный 1 неделя.
Актуальность темы. Дети, которые живут в городе, мало что знаю о труде людей, работающих на сельскохозяйственном поле. Для них хлеб - обыденный продукт, который можно приобрести в гипермаркете или магазине. Дети не ценят хлеб, как главный продукт питания для человека. А чтобы его вырастить, необходимо приложить немало труда и сил. Поэтому я решила уделить данному вопросу конкретное внимание в своей работе с дошкольниками. Ведущая роль в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого осознания роли труда человека в современном обществе и воспитание бережного и уважительного отношения к результату его деятельности.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Хлеб — наше богатство!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
1. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, из каких зерновых культур и где получают муку;
2. Обогатить активный словарь детей новыми названиями и терминами;
3. Закрепить словопроизводство родственных слов от слова «хлеб», применение условных прилагательных;
4. Развивать коммуникативные умения: диалогическую и монологическую речь;
5. Развивать навык делать элементарные выводы и заключения;
6. Продолжить знакомство с картинами великих художников;
7. Познакомить с произведениями литературы разных писателей, посвященных хлебу;
8. Развивать навыки и умения работы с пластичным материалом;
9. Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
1 этап. Организационный.
- Объявление детям и родителям о начале проекта.
- Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации, подбор литературы, музыкальных произведений, подготовка презентаций.
2 этап. Планирование деятельности.
Интегрируемые области: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, познание, социализация.
Коммуникативная деятельность.
Беседы: «Из чего пекут хлеб?», «Что такое злаки?», «Бережём хлеб», «О профессиях, которые нужны для того, чтобы на наш стол попал хлеб», «Сельскохозяйственная техника».
Рассматривание иллюстраций «Работа пекаря в пекарне», «Сбор комбайнерами урожая в поле».
Проговаривание скороговорок о хлебе.
•Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
•Саша любит сушки, а Соня-ватрушки.
•Хорош пирожок-внутри творожок.
•Пётр в печке пек печенье, да перепёк всю выпечку.
•Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Я. Аким «Хлеб», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Дацкевич «От зерна до каравая», В. Ремизов «Хлебный голос», И. Токмакова «Что такое хлеб», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Н. Самкова «О хлебе».
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
-Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
-Без хлеба всё приестся.
-Без хлеба и у воды жить худо.
-Будет хлеб, будет и обед.
-Пот на спине, так и хлеб на столе.
-Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
-Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
-Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
-По куда есть хлеб, да вода - все не беда.
-Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
-Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Приметы о хлебе.
-Нельзя есть за спиной другого человека-тоже съешь его силу.
-Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
-Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
-Дашь во время еды хлеб со стола собакам-постигнет бедность.
-Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим-заберёшь его счастье и силу.
-Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим-растоптать эту крошку ногами.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
1. Рисование хлебных полей.
2. Составление узоров и рисунков из круп.
3. Рассматривание иллюстраций и картин о хлебе;
4. Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр.
Познание.
1. ОД по экологии в старшей группе «Откуда хлеб пришёл».
2. Рассматривание репродукций картин русских художников на выбранную тему;
3. Подбор иллюстраций о сельскохозяйственной технике и беседа по ним;
4. Просмотр презентации «От зерна до каравая».
Знакомство с профессиями: мукомол, пекарь, кондитер, комбайнёр, агроном.
Социализация.
1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Кондитерская», «Хлебокомбинат».
2. Дидактические игры: «А какой он, хлеб?», «Что из какой муки испекли?»; «Что сначала, что потом», «Что сделано из муки?», «Что нужно для работы хлебороба», «Назови профессию», «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
Исследовательская деятельность.
1. Рассматривание и сравнивание зёрен (пшеница, рожь, овёс, ячмень).
2. Экскурсия на пищеблок-наблюдение за поваром, который замешивает тесто.
Опытно-экспериментальная деятельность.
1. Выращивание семян овса, ячменя и пшеницы;
2. Превращение муки в тесто: совместное замешивание детей и воспитателя солёного теста для лепки;
3. Превращение зёрен в муку с помощью кофемолки.
Взаимодействие с родителями.
1. Консультация на тему «Хлеб-всему голова».
2. Буклет для родителей на тему «Расскажите детям о хлебе".
3. Привлечение родителей к поиску стихов, пословиц, поговорок, песен о хлебе.
3 этап. Заключительный.
Ожидаемый результат: получение хлеба – это результат трудовой деятельности людей разных специальностей. Если человек знает, сколько затрачено сил на того, чтобы хлеб попал на стол, то станет бережнее к нему относиться.
-В результате работы над проектом дети узнали:
-Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
-Узнали об истории возникновения хлеба и хлебных профессиях.
-Узнали, что хлеб содержит необходимые микроэлементы для жизни человека.
- Разучивали стихи, разгадывали загадки, узнали поговорки и пословицы о хлебе. Просмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
-Создавали выставку «Хлеб-наше богатство».
Работая над данным проектом, у детей развивались нравственные качества, обогащался активный словарь за счёт специфических названий и терминов, прошло знакомство со старинными русскими обычаями, а так же привлечение родителей к образовательному процессу в детском саду.
Результат. В процессе работы над данным проектом дети узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас столе, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. А самое главное дети поняли, почему так говорят: «Хлеб – всему голова» (потому что Хлеб занимает главное место на столе, без него не обходиться ни один приём пищи)
Вывод. Данный проект помог систематизировать знания детей по теме «Хлеб-всему голова». Использование в работе с дошкольниками метода проектов способствует повышению качества образовательного процесса.