Лелеш Наталия Юрьевна
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха, формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Программные задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха);
-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
-развивать умение делать выводы;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Познакомить с техникой рисования «Кляксографией»
Материалы: подарочная коробка, шапочки, мнемотаблица в виде шариков, стаканы с водой, трубочки, пакеты, воздушные шары, перчатка резиновая, емкости с краской, листы бумаги А4, веера, пустые пластмассовые бутылочки.
Ход занятия:
В. : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. (приветствие детей)
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
В. : Ребята, я приготовила вам сегодня вот такую коробочку с подарком. Хотите посмотреть, что там? (ответы детей)
Воспитатель показывает пустую коробочку.
В. : Нравится вам мой подарок? Вы догадались, что это?
Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем!
Дети: Это воздух!
В: Правильно! В коробке воздух!
В: Скажите, пожалуйста, так что такое воздух?
Д: Воздух, это то, чем мы дышим.
В: Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?
Д: Да.
В: Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух?
Д: В парке.
В: Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения. Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений.
В. : Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д : Лаборатория.
В:- Что делают в лаборатории?
В:- Правильно, проводят опыты и эксперименты.
В: Но еще в лаборатории надо соблюдать определенные правила:
- соблюдать тишину, не баловаться;
- аккуратно обращаться с посудой;
- ничего не пробовать на вкус;
- не мешать друг другу;
-слушать старшего научного сотрудника.
Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Вокруг себя повертелись, покрутились и в лаборатории очутились.
Дети проходят и садятся за столы.
Опыт 1 «Как поймать воздух» :
В: Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
А я знаю один способ.
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Они пустые. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый).
Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать.
Опыт №2 «Имеет ли воздух форму?»
В: Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)
-Что находится внутри этих предметов? (воздух)
- Какие предметы еще можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
-Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
В: У вас на столах воздушные шарики попробуйте надуть их. (дети надувают)
Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №3 «Движение воздуха»
В: Хотите почувствовать,как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: ветерок – это воздух, который движется.
Опыт №4 «Воздух внутри нас»
В: Воздух повсюду и даже внутри нас! Хотите его увидеть? Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Дети выполняют.
В: Что вы увидели?
Д: пузырьки воздуха.
В: Дуем сильно, а теперь слабо. Пузырьков было одинаковое количество?
Д: когда дуем слабо, пузырьков мало, а когда сильно - много.
Вывод: Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало.
Опыт №5 «Узнай по запаху»
В: Скажите, а у воздуха есть запах?
Д: - Нет
В: - Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще один опыт. Закройте глаза и угадайте чем пахнет. Что вы чувствуете?
Д:-Пахнет апельсином.
В:-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат?
Д:-Это апельсин
В: -Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
- Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами
- Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Опыт№ 6 «Слышим воздух»
В: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь. Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у меня есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
В: А сейчас,ребята, обратите внимание на разноцветные шары на доске, они здесь не просто так. Они помогут нам вспомнить, что мы узнали про воздух. (переворачиваем и вспоминаем)
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет цвета;
5) воздух можно услышать;
6) ветер – движение воздуха.
В: Мы проделали большую работу, а теперь самое интересное.
КЛЯКСОГРАФИЯ!
В: Что это? Кто знает?
Это рисование воздухом!
В: Капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи трубочки.
Показ воспитателя.
Дети выполняют работу и любуются изображением рисунка.
В: Ребята, пора возвращается в группу. Повертелись покрутились и в группе очутились.
В: Ребята понравилось вам в лаборатории? Что больше всего понравилось? (ответы детей)