Галина Овечко
ОС «Свойства воздуха». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательного мероприятия с использованием игровой образовательной технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон.
Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель
создание условий, при которых дети: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знанияо свойствах воздуха, приобретают коммуникативные умения, развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, обобщения).
Программное содержание:
Публикация «ОС „Свойства воздуха“, Средняя группа» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
1. Создать условия для обнаружения воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства : невидимый, бесцветный, не имеет формы, мы его можем ощутить.
2. Развивать речь,обосновывать суждения,умение делать выводы в процессе экспериментов, составлять рассказ с опорой на схематические картинки.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, познанию нового, инициативность,внимание, наблюдательность.
Оборудование:
Дидактические материалы: карточки с фотографиями и со схематическим изображением свойств воздуха по количеству детей, наборное полотно, мольберты
Оборудование: целлофановые пакеты разных форм, яркие игрушки: блоки Дьенеша, цветные детали конструкторов, зубочистки,цветной непрозрачный пакет.
Ход работы:
1. Введение в ситуацию.
Обращение к личному опыту детей:
- Ребята, давайте плотно закроем рот и зажмём пальцами нос.
-Что вы почувствовали? (плохо, нечем дышать)
- Да, все люди на Земле дышат воздухом.
- А где он? Вы его видите? (не видим)
- Воздух носит шапку- невидимку и гуляет у нас в группе.
Значит, воздух, какой? (невидимый).
А хотите, поймаем воздух, снимем с него шапку- невидимку и познакомимся?
А сможете?
2. Актуализация.
- Как можно поймать воздух? (ответы)
- А можно поймать воздух в пакет?
-Возьмите по одному целлофановому пакету, попробуйте поймать воздух и
закрутите пакеты (показ воспитателя).
- Что вы будете сейчас делать? (возьмём пакет, поймаем воздух и закрутим пакет)
-Как узнаете, что вы уже поймали воздух?
-Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух.
3. Затруднения в ситуации.
- Так что поймали воздух? (поймали)
- Ты смог поймать? У тебя получилось? Как узнал, что получилось?
(Я смог поймать воздух, потому что пакет надулся, приобрел форму.
Я не смог, потому, что не смог закрутить пакет).
Вывод:
Молодцы, чтобы поймать воздух нужно постараться раскрыть пакет, а потом еще его хорошо закрутить.
4. Открытие нового знания
/Догадайтесь сами/.
-И какой он? Давайте узнаем.
4.1. Воздух не имеет формы.
-Перед вами лежат разные пакеты. Сможете поймать воздух в них?
-Получилось? Покажите. На что стали похожи ваши пакеты? (на колбасу, на руку, на подушку)
-Почему? (потому что ловили в разные по форме пакеты)
- Воздух имеет форму? Какой формы воздух? (нет, он принял форму пакета)
Вывод:
-Можно сказать: воздух не имеет формы.
4.2. Воздух прозрачный и бесцветный.
/спросить у того, кто знает/.
-А цвет у воздуха есть? Какого цвета воздух?
На столе лежат блоки Дьенеша, пирамидки, цветные части конструктора. Выбор разных предметов:
-Что из этих предметов можно увидеть через пакет с воздухом.
-Поднесите какие-нибудь игрушки к пакету. Игрушки видите? (видим).
- А раз видите, значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
У воспитателя цветной пакет. Набираю воздух в него.
-Почему я не вижу, ведь воздух здесь есть? Кто знает? (Потому что пакет цветной)
Молодцы! Хорошо, что догадались.
4.3. Воздух можно ощутить.
/проверить по образцу/ - палочкой
-А может, всё-таки в пакете пусто? Как бы проверить? (ответы)
-Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками.
-Что вы чувствуете? (воздух выходит из пакета).
Воздух выходит. Мы его не видим, но чувствуем.
-Воздух движется, когда ветерок и мы это ощущаем.
4.4. Фиксация нового знания.
- И что же мы сегодня узнали о воздухе?
На трёх столах лежат карточки.
1. С изображением свойства «Не имеет формы» (фото и схема по числу детей подгруппы, каждому фото и схема)
2. С изображением свойства «Не имеет цвета, прозрачный» (фото и схема по числу детей подгруппы, каждому фото и схема)
3. С изображением свойства «Можно почувствовать» (фото и схема по числу детей подгруппы, каждому фото и схем
Задание
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «не имеет формы», объяснить свой выбор, установить карточку на наборном полотне.
Задание:
Выбрать из предложенных карточек обозначения: «невидимый», «не имеет цвета» объяснить свой выбор, установить карточки на наборном полотне.
Задание:
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «воздух движется», объяснить свой выбор, установить карточки на наборном полотне.
На двух разных мольбертах установить карточки с фото и карточки со схематическим изображением.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
-Кто хочет рассказать о том, что он узнал о воздухе? (на выбор по предметным картинкам или опорным схемам).
-Что может вам помочь рассказать о воздухе? (карточки)
-Молодцы, что догадались!
- Несколько человек составляют рассказ о свойствах воздуха с использованием карточек на наборном полотне.
6. Осмысление.
- Мы с воздухом познакомились? (познакомились).
- Что мы для этого сделали? (ловили воздух в разные пакеты, рассматривали игрушки через пакет с воздухом, прокалывали пакет зубочисткой)
- Что нового сегодня узнали? (Что воздух невидимый, бесцветный, не имеет формы, мы его можем ощутить.)
Итог:
Ребята, вы сегодня многое сделали: ловили воздух в разные пакеты, рассматривали игрушки через пакет с воздухом, прокалывали пакет зубочисткой.
Это помогло вам познакомиться с воздухом и интересно о нем рассказать: жест на картинки.
Скажите, у вас получилось снять с воздуха шапку-невидимку?