Марина Николаевна Холодова
Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи.
Образовательные:
- способствовать формированию у детей познавательного интереса
- познакомить детей с понятием воздух, его ролью в жизни человека;
- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; невидим, не имеет формы, легче воды;
Публикация «Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
-активизировать и обогащать словарь детей.
Развивающие:
- развивать мышление, память, речь, воображение, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные:
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-воспитывать аккуратность при работе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: беседа, вопросы, показ, практическая деятельность, объяснение, рассматривание, работа со схемами.
Словарная работа: невидимка.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Предварительная работа: провидение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, рисование, чтение.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный материал: слайдовая презентация
2. Раздаточный материал: шапочки и накидки по количеству детей, одноразовый стаканчик с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, острые палочки, воздушные шарики, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь, влажные салфетки, мыльные пузыри.
3. Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон.
Ход занятия
Дети заходят, здороваются, встают полукругом около воспитателя и экрана.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!
Воспитатель: Ребята что это такое?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, ребята, это воздух, которым мы дышим и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен, для чего?
Ответы детей: -Да, нужен, чтобы жить, играть, дышать, бегать
Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: Животным, растениям, и всему живому на нашей земле (слайды)
Воспитатель: Да ребята, действительно воздух нужен животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей земле. Давайте с вами вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так поступает воздух в наш организм (схема с легкими).
Ребята, у воздуха есть свои секреты и сегодня мы их с вами попробуем раскрыть. Что бы раскрыть секреты воздуха мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию «Почемучка».
Но прежде чем, мы начнем раскрывать секреты воздуха, давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.
Ответы детей:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно
2. Приступать к выполнению задания только после показа воспитателя
3. Соблюдать правила гигиены
4. В лаборатории нужно находиться в спец. одежде.
Воспитатель: Проходим в экспериментальную лабораторию, надеваем шапочки и накидки. Я буду лаборантом, а вы моими ассистентами.
Ребенок. Мы опыты начинам
Интересно здесь бывает
Постараемся все понять
Много нужно нам узнать!
Сели красиво, спинки выпрямили, сосредоточились.
Ребята посмотрите внимательно на то, что лежит у вас на столе.
Чтобы раскрыть первый секрет воздуха, возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем?
Ответы детей: Он пустой.
А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом?
Ответы детей: Он надулся
Воспитатель: А почему?
Ответы детей: В пакете воздух, он полон воздуха.
Воспитатель: Давай те проверим, действительно ли внутри пакета находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проткните мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Ответы детей: Шипение.
Воспитатель: Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом?
Ответы детей: Пакет сдулся, стал пустой.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух?
Ответы детей: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть.
Воспитатель: Мы раскрыли с вами первый секрет воздуха: он существует, мы его можем почувствовать, но не можем увидеть. Он – невидимка.
(уберем пакеты)
Воспитатель:Ребята, мы с вами доказали, что воздух существует, он невидимка. А как вы думаете, что тяжелее воздух или вода?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите стакан с водой, и погрузите в него трубочку, подуйте в нее. Что появилось на поверхности воды?
Ответы детей: На воде, появились пузырьки.
Воспитатель: Откуда взялись пузырьки?
Ответы детей: Это воздух, который мы выдыхали.
Воспитатель: Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно?
Ответы детей: Пузырьки поднимаются вверх.
Воспитатель: Ребята, это происходит, потому что воздух очень легкий. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: Воздух легче воды.
Воспитатель: Да ребята, это еще один секрет воздуха, он легче воды. Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма?
Ответы детей:
Напомнить детям о поведении в лаборатории!
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем воздушные шарики и надуем их. (наполним воздухом). Какой формы у вас получились воздушные шарики?
Ответы детей: Круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца.
Воспитатель: А где же воздух?
Ответы детей: Внутри шариков.
Воспитатель: А какой же формы стал воздух?
Ответы детей: Он стал как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца).
Воспитатель: А какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, ребята, мы раскрыли с вами следующий секрет воздуха, он приобретает лишь форму предмета в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика).
Воспитатель: Я предлагаю вам выйти из своих столов и немного отдохнуть.
Физкультминутка.
(дуем, руки вверху)
-Ветер лесные деревья качает (качаем руками)
-Яркие бабочки всюду порхают (машем руками)
-Скачет по веткам белка с бельчонком (прыгаем)
-Ходит по лесу медведь с медвежонком (изображаем медведя)
-Ест землянику, в лесу детвора (приседаем, встаем, хлопаем одной рукой по другой)
Воспитатель: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать, хотите попробовать?
Я приглашаю вас занять свои рабочие места. Но для того чтобы приступить к рисованию мы проведем пальчиковую гимнастику, на мордовском языке.
Пальчиковая гимнастика:
Те дедай, те бабай, те тетей, те авай, те мон, те весемонь семьям (дети поочередно перебирают пальцы, сжимают их в замок)
Воспитатель: Чтобы приступить к рисованию воздухом, нужно кистью макнуть в гуашь и капнуть ее на середину листа бумаги, взять трубочку, подуть в нее на каплю, создавая любой образ. Приступаем к работе (звучит музыка, воспитатель помогает детям, обсуждает с детьми у кого какие образы получились, хвалит детей).
Не забываем о правилах гигиены!
Воспитатель:Молодцы ребята, все постарались красивые и необычные картины получились. Мы украсим ими нашу группу.
Наши эксперименты закончились, я предлагаю вам снять шапочки и накидки и подойти ко мне. Ребята, давайте вспомним, какие секреты о воздухе мы узнали (показ слайдов, работа со схемами?
Ответы детей:
1. Воздух существует, но он невидим (глаз).
2. Воздух легче воды (картинка с пузырьками воды).
3. Воздух не имеет формы (шары).
Воспитатель: Молодцы ребята! А чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории? С какими трудностями вы столкнулись?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы сегодня хорошо потрудились. В заключении отгадайте загадку.
Ребенок. Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты,
На свете не живет.
Нарядный, разноцветный,
Он лопнул навсегда,
Расплылся незаметно,
Растаял без следа.
Ответы детей: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Правильно - это мыльные пузыри, за хорошую работу я хочу вам их подарить.
Звучит музыка, стихотворение, дети пускают мыльные пузыри.
Воды обыкновенной,
В стаканчик набери -
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую,
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую,
В соломинку - и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто,
Сверкают зеркала.
Список литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, З. А. Логинова В. И., Т. И. Михайлова,А. Г. Гоберидзе. Издательство Детство-Пресс, 2013г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. : ТЦ «Сфера», 2001г.
3. Методическое пособие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» ГУ «Кушмурунская СШ № 121 отдела образования акиматаАулиекольского района» Бердник И. А., Ярошик Е. В., Кушмурун 2014г.
4. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоровка» 2010г.