Ольга Лаптева
Конспект занятия в старшей группе по восприятию художественной литературы «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке. Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности.
Ход занятия.
Настрой
В: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
1. Игровой момент: Звучит ритмичная музыка. (песенка зайчика)
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по восприятию художественной литературы „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)
Попрыгайте!
Как вы думаете, чья эта песенка?
Загадка:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам.
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? /Заяц
Что вы знаете о зайце?
слайд (Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка.)
Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился
Поможем зайке найти сказку?
2. Беседа о сказках.
Какие сказки вы знаете?
Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?
Кто живёт в этих сказках?
А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)
Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый)
3. Работа с предложениями.
Ребята, мне кажется, что заяц – это птица. Не согласны со мной? Тогда поспорьте и докажите, что это не так. Начните доказывать со слов: если бы… /Если бы заяц был птицей, у него был бы клюв, перья, он бы летал… /
Правильно!
А вот ворона птица, потому что у неё есть крылья. Ворона птица,
потому что у неё есть клюв и т. д.
Молодцы! Доказали, что я была неправа. Я знаю сказку, в которой живут и заяц и ворона. Кто помнит, как она называется? Правильно, ребята – «Заяц – хваста».
4. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста».
Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие)
Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим.
Должно быть, в сказке речь идёт о зайце — великане?
5. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом слайдов.
- Почему сказка называется «Заяц — хваста»?
-Как заяц хвастался?
Действительно ли в сказке жил заяц — великан?
Какой заяц в этой сказке? (В начале — хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной — трусишка, а в конце — храбрец)
Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне — спас её от собак)
Заяц поступил как настоящий друг. Пословица: Сам погибай, а товарища выручай» Даже страшно подумать, чтобы стало с вороной не будь рядом зайца.
Что сказала ворона в конце сказки?
6. Пантомимический этюд «Хвастовство».
Продолжаем играть в нашу сказку. Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! И вот сейчас вы выйдите ко мне таким зайцем. Покажите, изобразите мне его /Выразительность движений/.
Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. — Вспомните, когда заяц был трусишкой?
7. Физкультурная минутка:
Встали зайцы на пеньки,
Приподнялись на носки.
Спины чуть прогнули,
Лопатки все сомкнули.
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все стоят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали.
Зайцы волка увидали
И с лужайки убежали.
8. Драматизация диалога зайца с тёткой вороной.
Вы великолепные артисты! А давайте попробуем разыграть отрывок из сказки, когда ворона первый раз встретила зайца. Здесь в коробочке есть замечательные шапочки – маски, они нам помогут.
Кто хочет быть вороной? А кто – зайцем?
Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.
Заяц : У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: — Боле не хвастай!
Заяц испугался и убежал.
Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить. Как ворона маленько зайца потрепала.
Ребята, в нашей сказке слово трепать встретилось 2 раза. Кто помнит: когда собаки стали трепать ворону. Значит, потрепать можно маленько, а можно и очень сильно.
Понравилась вам сказка?
Какая сказка, злая или добрая?
Как можно закончить сказку? («Вот и сказке конец, кто дослушал— молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают»)
Вот и нашего зайчика ждут в сказке.
Д/игра "Кто лишний"
слайд (собаки, заяц, лиса, ворона)
Кого не возьмет зайчик с собой в сказку "Заяц - хваста"? Почему?
9. Рефлексия.
Из какой же сказки потерялся заяц?
Ребята, мы сегодня читали замечательную сказку. Как она называлась?
. Чтобы вы, ребята пожелали зайчику?
Кто считает, что он сегодня помогал зайчику подойдите к нему (на слайде).