Ольга Майорова
Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение. Закрепить знания детей об осени.
Публикация «Конспект НОД по восприятию художественной литературы, Ознакомление детей с произведением К, Паустовского „Теплый хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Паустовский К. Писатель для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материал: иллюстрации к произведению К. Паустовского «Теплый хлеб, аудиозапись, магнитофон.
Ход занятия
I часть
Педагог:
- Посмотрите в окно. Что вы видите (ответы)
- Какое стихотворение напоминает вам сегодняшнюю погоду?
Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется –
Это время года… осенью зовется».
- А чем же ещё знаменита Осень (Ответы детей подвести к тому, что осень – время сбора урожая). И мы знаем: «осень настала опять, пора нам дары принимать…» Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой, а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…
В этой сказки вы услышите слово: кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
II. Прослушивание грамзаписи К. Паустовского «Теплый хлеб» 1ч.
Вопросы по содержания 1 ч. сопровождаются иллюстрациями к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
III. Этюды на выражение эмоций.
«Страх»
Филька испугался.
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
(повторить 2-3 раза)
«Стыдно»
Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
(повторить 2-3 раза)
«Раздумье»
Мальчик думает как исправить свою плохой поступок.
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
(повторить 2-3 раза)
IV. Рассказ педагога 2-й части сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».
Вопросы по содержания 2 ч. сопровождаются иллюстрациями к сказке.
- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)
- Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Педагог: Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Главный герой сказки — Филька — предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости.
Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.
V. Рефлексия: Как называется сказка? Кто ее написал? Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?