Оксана Прудникова
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Малые формы фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к бабушке Загадушке"
Цель: Закрепление знаний о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Задачи:
• Закрепить знания о быте русского народа, малых формах устного народного творчества.
• Познакомить детей с образцом потешного фольклора - докучными сказками.
• Развивать мышление, память, фантазию детей.
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе „Малые формы фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обогащать словарный запас.
• Формировать образность речи, умений разгадывать загадки, опираясь на все указанные в ней признаки.
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, трудолюбие, гостеприимство.
Необходимое оборудование: костюм бабушки Загадушки, печка, самовар, кукла Домовёнок, сундук, картинки с изображением предметов народного быта, макет избы, игрушки с героями из потешки «Наша хозяюшка», куклы-топотушки для театрализации докучной сказки «Ворона»
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель в роли бабушки Загадушки приглашает детей :
-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!
Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться
Дети проходят и рассаживаются на лавках.
2. Практическая часть.
2.1. Закрепление пройденного материала:
-А как мой дом называется?(изба)
-А почему он так называется? (от слова истьба-тёплое жилище)
(показывает макет избы)
-А какую потешку вы можете вспомнить глядя на жителей этой избы? (Проводится пальчиковая игра "Наша то хозяюшка")
- Наша изба ровно тепла,
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - не развеся уши ходить,
Домом жить - обо всём тужить.
А у меня хлопот полон рот.
-А кто из вас знает пословицы о труде. (дети рассказывают пословицы «Чем больше рук, тем легче труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит»)
2.2 Игра «Угадай и найди»
-Я хотела с вами книгу загадок составить, но все странички с иллюстрациями мышки растащили, поможете собрать?
(воспитатель читает загадки о предметах быта, а дети находят отгадки)
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
* * *
Чёрный конь
Скачет в огонь (Кочерга)
* * *
Три брата
Пошли на реку купаться;
Двое купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли -
На третьем повисли. (Коромысло и вёдра)
* * *
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит-отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
* * *
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (Чугунок)
* * *
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит.
Кашу варит,
Блины жарит. (Печь)
(Воспитатель составляет книгу)
(Голос из-за печки ворчливо)
Домовой (игрушка)
Домовой:
-Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.
Воспитатель:
-Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой:
- Это я, запечный житель.
Воспитатель:
-Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель?
Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?
Домовой:
-Меня зовут известно как, Домовой я
Воспитатель:
- А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него
посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.
Домовой, Дмовой приходи к нам домой Домовой
Домовой неуверенно:
-Здра-а-сте, это вы меня звали?
Воспитатель:
-Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой:
-Спасибо! Что-то я заскучал, повеселите меня.
(Проводится игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»)
2.3 Знакомство с докучными сказками.
Воспитатель:
-Кузя, а ты давно нам сказку не рассказывал. Расскажи, пожалуйста.
Домовой:
- Хорошо, расскажу, но вы должны попросить меня, сказав вежливые слова. Какие дети знают вежливые слова?
Воспитатель:
-Попросите Кузю вежливо. (дети просят)
Домовой:
-А где мой сундук со сказками? А вот ты где спрятался.
(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)
Домовой:
-Ну слушайте…
Жила-была бабка
У самой речки.
Захотела бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Эх, как сказка хороша-
Начну с начала!
Жила-была бабка (И так без конца).
Шел я как-то через мост,
Глядь - ворона мокнет
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришел на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет.
(И так без конца).
Воспитатель:
-Стоп, это что за сказки такие странные?
Домовой:
-Называются такие сказки докучные
Воспитатель:
- Дети понравилась ли вам сказки? Такие сказки называются докучные, от слова докучать, надоедать. Что в них особенного? (Это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.) - Кто запомнил, как называются бесконечные сказки?
-А вы хотите научиться рассказывать такие сказки?(Воспитатель разучивает с детьми одну из сказок)
(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью пальчиковых кукол.)
3. Итоговая часть.
Домовой:
-Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, повеселили меня. За это моя чудо печка испекла вам угощение.
(достаёт кральки)
Воспитатель
-Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим нашего домового.
(Домовой уходит)
Воспитатель:
Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?
(Дети отвечают.)