Ирина Карпова
НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: воспитывать интерес к сказкам, предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок, учить выделять художественные литературные средства, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, характеризовать произведение, помочь понять смысл и основное содержание, познакомить с иллюстрациями к сказке, упражнять в образовании существительных с суффиксом –ищ-; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время проведения физкультминуток, развивать речь.
Публикация «НОД по чтению художественной литературы в старшей группе „Рассказывание русской народной сказки „Заяц-хвастун“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Материал: презентация к сказке «Заяц-хвастун», фишки, игрушки зайца, вороны.
Ход НОД:
1. Д. и. «Назови свою любимую сказку». Как обычно начинаются сказки? (Жил-был, жили-были»). Дети отвечают и называют свои любимые произведения (за полные правильные высказывания ребята получают фишки.) Педагог следит за правильностью ответов.
Воспитатель сообщает о том, что многие народные сказки имеют сказочную концовку : «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец».
2. Д. у. «О чём идёт речь?» Педагог перечисляет: книжища, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идёт речь (О больших предметах.)Назовите другие слова, похожие на эти. Послушайте,как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц-хвастун» : «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.»
Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом –ищ-.
-Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» речь идёт о зайце-великане? Давайте послушаем её. Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Заяц-хвастун».
- Физкультминутка «Дуй сильнее!».
Дети делятся на две группы и садятся на противоположных концах площадки. По середине зала ставятся стояки, и между ними протягиваются параллельные две нити (одна –выше, другая – ниже, каждая длиной в 1 м. На нитях нанизаны кусочки бумаги. Воспитатель вызывает от каждой группы по одному ребёнку. Они подходят к нитям и дуют на бумажки с такой силой, чтобы каждый кусочек продвигался в конец по нити.
3. Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Заяц-хвастун» (при рассказывании дети повторяют существительные с суффиксом –ищ-.)
Беседа по прочитанному:
-Все ли слова понятны? ( Воспитатель объясняет значение слов: кокорина (коряга, гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно) и т. д.)
-В этой сказке действительно жил заяц-великан? Охарактеризуйте его (хвастливый, трусливый).
-Вспомните диалог вороны и зайца-хвасты:
-Тётка ворона, я больше не буду хвастать.
-А как ты хвастал?
-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
-Боле не хвастай.
4. Просмотр презентации к сказке «Заяц-хвастун».
- Физкультминутка.
5. Игра – инсценировка мини - сценки (диалог вороны и зайца-хвасты.) Дети инсценируют диалог.
-Тётка ворона, я больше не буду хвастать.
-А как ты хвастал?
-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
-Боле не хвастай.
6. Д. и. «Подбери слова к игрушке».
Воспитатель проводит игру «Подбери слова к игрушке» :
-Становитесь в круг. В центре круга на стульчике сидит игрушка- заяц. Я начинаю: «Это заяц». Он какой? (Бросает мяч кому-то из детей, ребёнок называет определение и возвращает мяч воспитателю.) Ещё какой? (Дети по очереди называют все признаки зайца.)
-Что умеет делать заяц? (Бросает мяч по очереди детям, ребята по очереди называют все действия зайца.)
Далее в центре круга на стульчике сидит игрушка- ворона. Я начинаю: «Это - ворона». Она какая? (Бросает мяч кому-то из детей, ребёнок называет определение и возвращает мяч воспитателю.) Ещё какая? (Дети по очереди называют все признаки вороны.)
-Что умеет делать ворона? Бросает мяч по очереди детям, ребята по очереди называют все действия вороны.)
7. Итог.
-Какие русские народные сказки мы называли? Понравилась ли вам сказка, которую вы слушали?
-О чём сказка «Заяц-хвастун».
Педагог проводит вместе с детьми.
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт…
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают,
Рз-два, полетели, закружились.
Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда, делай - раз и делай –два.
Видим скачут по опушке две зелё ные лягушки:
Прыг-скок, прыг-скок, прыгай с пятки на носок.
К речке быстро мы спустились,
Опустились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Делай - раз: это брас; одной –другой –это кроль,
Качаясь на волне плывём на спине,
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.