Яна Курбатова
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Счет в пределах 10»
Цели: Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов,
выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их
последовательности.
Наглядный материал:
животные по стихотворению С. Я Маршака «Где обедал воробей?», вывеска зоопарк, воробей с письмом, билеты в зоопарк, цифры от 1 до 10.
Ход НОД
Организационный момент:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП „Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня у нас не обычное занятие. У нас сегодня гости. Давайте ребятки погреем свои ладошки и отдадим тепло своих рук и хорошее настроение друг другу. Чувствуете тепло. Вот пусть это тепло и хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего занятия.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья (показываю на детей).
Мы сейчас пойдем направо (идут вправо,
А теперь пойдем налево (идут налево,
В центре круга соберемся (идут в круг,
И на место все вернемся (возвращаются назад).
Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу,
И занятие начнем (хлопают в ладоши) (Обратить внимание на руки, опустить руки)
Встань впереди меня Кирилл
Справа от Арины
–
Сема
Слева от Семы
–
Ангелина
За Леру
–
Демид
Между Сашей и Катей встанет Стеша
Молодцы ребята, а теперь все вернулись на свои места.
Мотивационный момент
задача: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то клювом стучит. (мл. воспитатель вносит картинку воробья с конвертиком) Что это за птичка к нам прилетела? (воробей) Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное). Хотите узнать почему у воробья нет настроения? Посмотрите у него в лапках письмо. Давайте прочитаем, может оно нам объяснит, что случилось.
Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята, вы такие хорошие, умные. А я воробей – хвастун. Я перед своими друзьями воробьями похвастался, что смогу выполнить любое задание, которое они мне предложат. И первое задание было посчитать зверей в зоопарке, вот я полетел в зоопарк на обед, а посчитать животных не смог и мне очень стыдно теперь перед своими друзьями.
Хвастаться хорошо?
Поможем воробью исправиться? Посчитаем животных!
А где воробей их считал (в зоопарке)
Значит куда мы с вами сейчас отправимся (в зоопарк) правильно в зоопарк. А для этого нам нужны билеты. Посмотрите в конвертике что то еще лежит, это билеты в зоопарк. А на билетиках цифрами указаны места. Куда мы с вами можем отправиться (в зоопарк) У кого какая цифра (на столах заранее пронумерованы места от 1 до 9) тот и занимает место за столом с этой цифрой. (Дети рассаживаются за столы, на столах заранее подготовленные карточки с полоской и по набору на каждого ребенка. В это время вывешивается на наборном полотне вывеска «Зоопарк»)
И так, ребята, мы с вами в зоопарке. Послушайте и постарайтесь запомнить где обедал воробей. Посчитайте этих зверей, а что бы вам не сбиться со счета, каждый раз как услышите животного кладете одну палочку на стол.
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» и выставляет животных на полотно, а дети на столах выкладывают палочки.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил,
Чуть меня не проглотил.
Скольких животных посетил воробей? (9) Посчитайте свои палочки. Сколько у вас?
Что вы можете сказать о количестве животных и палочек? (Их поровну)
А самого воробья вы посчитали) Как получить число 10? (9+1)
Было сколько животных мы посчитали (9) к ним добавили воробья и получилось число (10).
Кто знает, как выглядит число 10?
Найдите его среди чисел?
1 7 3
8 10 6
9 2 4
Какой цифры не хватает? (5)
Число 10 записывается цифрами 1 и 0 (показ).
-А теперь послушайте, какое стихотворение я вам сейчас расскажу:
Цифра вроде буквы «О»-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - ….. (десять)
-Правильно, ребята. (Воспитатель прикрепляет в верхней части магн. доски крупное изображение цифры 10.)
Какая цифра стоит на первом месте? (1) А справа от единицы(0)
Ребята, посмотрите у нас расположен числовой отрезок. Это отрезок на котором расположены числа от 1 до 10. Куда поставить число 10 на числовом отрезке? (на один шаг правее числа 9).
Иди…поставь число 10 на числовой отрезок. Молодцы!
В-ль. Давайте хором посчитаем до десяти. Теперь обратно.
наборы геометрических фигур и карточки для работы лежат на столах.
В. : Отсчитайте девять кругов и выложите их на красной полосе, а на синюю, отсчитайте и выложите десять квадратов.
(Дети выкладывают)
В. : Что вы можете сказать о количестве кругов и квадратов? (Квадратов больше, чем кругов, а кругов меньше, чем квадратов)
В. : На сколько больше?
Д. : На один квадрат больше.
В. : А что нужно сделать, чтобы их количество стало равным?
Д. : Нужно добавить один круг.
В. : Добавьте, пожалуйста, один круг на синюю полоску. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?
Д. : Поровну.
В. : Какое количество?
Д. : Стало по десять.
В. : Так, а как вы получили число «10»?
Д. : К девяти добавили один
В. : Верно, умницы!
Выложите у себя на столах число 10. Объясни, как ты выкладывал. А теперь поменяйте цифры местами. Что получилось?
Кто догадался, что это за номер? (вызов пожарной команды)
Что надо знать, чтоб пожарные вовремя приехали на место пожара? (домашний адрес)
Кто уже запомнил свой домашний адрес?
Какие правила пожарной безопасности надо соблюдать, чтобы не было пожара?
А сейчас немного поиграем, я приглашаю вас на ковер (на ковре разложены по кругу цифры, цифрой вниз). Разделимся на 2 команды: красные и синие. Вы под музыку идете по кругу, как музыка затихает берете одну из цифр. Красные строятся в прямом порядке, синие в обратном порядке.
- Ребята, воробью опять нужна помощь, поможем ему? (садятся за столы)
- Он прислал вам картинки, просил определить части суток и расположить их по порядку!
(Перед детьми иллюстрации, на которых изображены дети или взрослые в разное время)
-. Ребята, посмотрите на картинку. Что за часть суток изображена на этой картинке? (показываю иллюстрацию)
В. : Верно, ведь именно утром делаю зарядку. Посмотрите на эту картинку (показываю). Что за часть суток изображена на ней?
Д. : На этой картинке изображена такая часть суток, как день.
В. : Почему вы так решили?
Д. : Потому что дети обедают, а обед днем.
В. : Молодцы. А что на этой картинке?
Д. : На этой картинке изображено утро.
В. : Как вы догадались?
Д. : На этом рисунке изображены ребята, которые делают зарядку, а за окном светит солнце, значит это утро.
В. : Молодцы! Посмотрите на еще одну картинку, на ней что?
Д. : На ней нарисовано как семья ужинает, за окном начинает темнеть.
В. : Так, хорошо, а когда это бывает?
Д. : Это бывает вечером.
А на этой картинке?
Д. : На этой картинке ночь
В. : Как вы догадались, ребята?
Д. : На этой картинке нарисовано окно, через него видно звезды и месяц, а это бывает ночью.
_ Сема, расположи эти иллюстрации в правильной последовательности.
Давайте выучим небольшое стихотворение про сутки: «Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь.»
Как понимаете выражение «убежали сутки прочь» (прошли сутки)
Итог занятия. Рефлексия.
Задача: провести рефлексию, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: ребята, возьмите каждый свой билетик и подойдите ко мне.
• Где вы сегодня побывали? (в зоопарке)
• Что вы там делали? (считали животных)
• Сколько их было(10)
• А зачем мы их считали? (помогали воробью)
• Мы помогли ему? (да)
А еще какое задание вы выполнили? (Расположили части суток по порядку)
Кто заполнил стихотворение про сутки?
Посмотрите, а воробей уже веселый, радостный и говорит вам большое спасибо. Он вам передал маленькие сюрпризы! (конфеты)