Ирина Глушанина
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ «Счет в пределах восьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Развивать навыки счёта в пределах восьми;
2. Познакомить с образованием числа 8;
3. Формировать навык счёта в пределах 8, повторять- в пределах 7;
4. Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше, на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому);
5. Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;
6. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.
7. Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов.
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ „Счет в пределах восьми“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
8. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.
Задачи:
-Образовательные: упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево.
-Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, слуха, памяти, внимания, логического мышления, навыков самостоятельной и коллективной работы.
-Воспитательные: воспитывать культуру общения детей, эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, умение слушать.
-Способствовать повышению познавательного интереса при помощи информационно- компьютерных технологий.
Тип занятия: комбинированное интегрированное занятие.
Форма занятия: фронтальная и индивидуальная.
Методические приёмы:
1. Наглядные;
2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);
3. Создание проблемной ситуации;
4. Беседа;
5. Игровые упражнения;
6. Опрос;
7 Объяснение с наглядной демонстрацией
8. Игровой (сюрпризный момент);
9. Физические упражнения;
10. Элементы малоподвижной игры
11. Поощрение, положительный анализ занятия.
Демонстрационный и раздаточный материал:
1. Письмо из сказочного героя (П. 1);
2. 8 высоких и 8 низких ёлочек (+П. 2);
3. Ауди-записи звучания инструментов (П. 3);
4. Двухполосные карточки, тарелочки с кругами и квадратами;
5. Кусочки ткани, с пришитыми пуговицами (от 1шт. до 7шт.)
6. Геометрические фигуры: синие овалы(3шт, красные треугольники(5шт);
7. Карточки с цифрами от 1 до 8;
7. Две мягкие игрушки – Бельчата – разной высоты и цвета (рыжий и коричневый);
8. Две (2) скакалки разной длины и разного цвета (зелёная и синяя);
9. Конверты с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка);
10. Заготовки – карточки (по количеству детей): «А 6 5 Б 8 4 У 8 3 Б 8»;
11 Тарелочки с камушками и ракушками (по 8шт. (тарелочек- по количеству детей).
Ход занятия (сопровождается показом слайдов).
Психологический настрой.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки. Дети поворачиваются друг к другу, здороваются улыбками с соседями, произносят вместе пожелание хорошего дня.
Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель рассказывает, что наш друг Разумейкин, прислал электронное письмо (П. 1). Он придумал много новых интересных игр. Предлагает детям поиграть в них. И если они ребятам понравятся, то их можно предложить своим друзьям.
Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Детям раздаются двух полосные карточки, тарелочки с кругами и квадратами.
Воспитатель с детьми с помощью считалки выбирает ведущего.
Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!
Ведущий с закрытыми глазами достаёт ткань и считает пуговицы на ней. Называет число вслух, затем показывает ткань с пуговицами детям. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же кругов на верхней полоске карточке. Затем выясняет у отдельных детей, сколько кругов они отсчитали и почему.
Упражнение повторяется 2-3 раза
На следующем этапе игра усложняется. Дети должны отсчитать на верхней полоске карточки столько квадратов, сколько звуков они услышат. В ходе игры используется запись звуков музыкальных инструментов из письма Разумейкина (П. 3). Воспитатель уточняет, сколько квадратов отсчитали дети и почему. Аналогичные задания дети выполняют на нижней полоске карточки с кругами. Дети считают звуки и отвечают на вопросы: «Каким числом можно обозначить количество кругов (квадратов? Какое число больше: семь или шесть? Какое число меньше: шесть или семь? Как сделать так, чтобы фигур стало поровну – по семь?». Дети устанавливают равенство и обосновывают свои действия.
В ходе игры лучшим игрокам раздаются звёздочки от Разумейкина.
Актуализация.
Для второй игры он прислал по почте коробочку. Детям предлагается занять места и заглянуть, что в ней находится. В коробочке лежит несколько елочек.
Воспитатель расставляет елочки на столе. (На столе воспитателя в беспорядке расставлены 7 высоких и 8 низких ёлочек).
Воспитатель:
- Чем отличаются ёлочки друг от друга?
Дети:
- По росту, высотой.
Воспитатель:
- Да, ребята. Все ёлочки отличаются высотой. Как вы думаете, каких ёлочек больше высоких или низких? Как это можно проверить?
Дети:
- Посчитать.
Воспитатель:
- А можно узнать каких ёлочек больше высоких или низких, не считая их?
Дети:
- Поставить рядом.
Воспитатель:
- Конечно, это можно узнать путём приложения.
Воспитатель:
- Пожалуйста, Полина, подойди к столу и расставь ёлочки в 2 ряда, одна к одной.
(Помогать ребёнку, объясняя, что высоких ёлочек не хватило, значит их меньше; одна низкая ёлочка осталась - она лишняя - значит низких ёлочек больше).
Дети сравнивают числа 7 и 8, а затем двумя способами уравнивают количество высоких и низких ёлочек (7+1 и 8–1). Каждый раз выясняют, какое количество ёлочек и как оно было получено, сравнивают количество ёлочек разных размеров).
Воспитатель:
- А теперь я посчитаю низкие ёлочки, а вы внимательно послушайте. (Порядковый счёт в пределах 8). Какое число я назвала последним?
Дети:
- 8 (восемь).
Воспитатель:
- Да, я назвала число восемь. Повторите все вместе ВОСЕМЬ. Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на Экране (Сначала дети все вместе считают ёлочки, выведенные на экран, потом индивидуально) (П. 2).
А прежде чем продолжить знакомится с новыми играми, нам нужно отдохнуть! Встаньте около своих стульчиков и повторяйте за мной:
Динамическая пауза
Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть (дети садятся за столы)
Семь, восемь – лень отбросим.
Усвоение нового.
Игровое упражнение «Правильно пойдёшь – клад найдёшь»
Воспитатель сообщает, что по просьбе Разумейкина, она спрятала в комнате «Клад с новыми интересными заданиями». Уточняет, что им понадобится, чтобы найти его? Дети отвечают: карта или инструкция. Воспитатель предлагает посмотреть на экран и послушать инструкцию от Разумейкина. Вызывается ребёнок, который двигается в указанном направлении и ребенок, который встает лицом к экрану и произносит команды (П. 5). Остальные дети следят за правильностью выполнения движений. Если ребёнок правильно выполняет задания, то он находит спрятанное задание и выполняет индивидуально или вместе с другими детьми (в зависимости от задания) (П. 4) .
Игрокам, нашедшим клад и выполнившим, раздаются звёздочки от Разумейкина.
Игровое упражнение «Сосчитай сколько, сделай поровну»(П. 6).
Воспитатель рассказывает, что летом Разумейкин был на море и собирал для своих друзей камушки и ракушки. Предлагает детям посмотреть на экран и сосчитать расположенные в два ряда камушки и ракушки. Уточняет что их поровну – по семь. Потом Разумейкин заметил ещё один красивый камушек и положил его в верхнем ряду. Предлагает посчитать - Сколько камушек стало теперь? Какое получилось число? Как получилось число восемь? Сколько осталось ракушек? Чего меньше камушек или ракушек? Какое число больше: восемь или семь? Как сделать так, чтобы ракушек и камушек снова стало поровну – по восемь? Воспитатель говорит, что Разумейкин прислал нам тоже камушки и ракушки. Детям раздаются тарелочки. Предлагается аналогично разложить предметы на полосках карточки. Затем дети выкладывают и уравнивают группы предметов разными способами и объясняют свои действия.
Лучшим игрокам раздаются звёздочки от Разумейкина.
Воспитатель:
- Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь давайте посмотрим на наш лес из елочек. Что изменилось?
На столе, среди елочек, дети увидели двух белочек (разной высоты и цвета (рыжий и коричневый).
Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо).
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите нам подобрать скакалки для игры».
Воспитатель:
- Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?
Дети:
Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий.
Воспитатель:
- А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?
Дети:
- Сравнить скакалки.
Воспитатель:
- Возьмите конверт на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?
Дети:
- Путём приложения.
Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: синяя, короткая скакалка для коричневого бельчонка, потому что он низкий, а зелёная, длинная - для рыжего бельчонка, потому что он высокий.
Заключительный этап. Рефлексия.
Подводится итог игр. Вместе с воспитателем дети подсчитывают набранные звёздочки. Интересно ли им было играть? Предлагает детям назвать моменты наиболее понравившейся игры.
Приложение 4.
Задание № 1
«Отгадай загадку»:
Семь малюсеньких котят,
Что дают им - все едят,
А один сметаны просит.
Сколько же тогда котят? (8.)
Как получилось число 8? (7+1=8.)
Задание № 2
Два друга, два круга
Стоят друг на друге.
Всех ребят вспомнить просим
Получилась цифра 8!
Давайте посчитаем до 8. А теперь в обратном порядке.
Задание № 3
Синие овалы(3шт). Красные треугольники(5шт). Рядом цифры от 1 до 8 (Сколько всего геометрических фигур - показать цифру, какие геометрические фигуры, какого цвета, каких больше, как можно сравнить)
Задание № 4
«Расставь цифры по порядку»
На доске висят цифры. Ребенок ставит цифры по порядку от 1 до 8.
Задание № 5
Игра «Какой цифры не стало?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из цифр. (Игра повторяется 2-3 раза).
Задание № 6
Назовите соседей числа 2, 5, 7.
Задание № 7
Игра «Отзовись» Воспитатель показывает цифру и просит детей хлопнуть в ладоши столько же раз.
Воспитатель хлопает, а дети говорят, сколько раз он хлопнул.
Задание № 8
Ищем цифру 8 на листочках (по количеству детей).
А 6 5 Б 8 4 У 8 3 Б 8