Елена Кушманцева
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Счет предметов в пределах 9. Ориентировка в пространстве»
▼ Скачать
Конспект
Организованная образовательная деятельность
с использованием современных образовательных технологий
по познавательному развитию
("Формирование элементарных математических познаний")
на тему: "Счет предметов в пределах 9. Ориентировка в пространстве"
для детей старшей группы
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе „Счет предметов в пределах 9, Ориентировка в пространстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
1. И. А. Помораева, В. А. Позина "Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа"- М. :Мозаика-Синтез,2014
2. Е. В. Колесникова "Методическое пособие"- М. :ТЦ Сфера,2014
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А и др. "От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования". Издательство: Мозаика-Синтез,2013
Цель:
-Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации;
-Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении НОД по ФЭМП в образовательной области "Познавательное развитие"
Задачи:
- Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
-Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 8 по образцу и на слух.
- Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
- Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Методы и приемы:
Словесные:
-Моделирование игровой ситуации с постановки проблемы и создания мотивации
-игровые упражнения
-вопросы
-Наглядные:
-использование дидактических пособий, наглядного материала (слайды презентации)
Практические:
-физкультминутка, динамическая пауза.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Пакет с морковью (для сюрпризного момента, ноутбук, проектор, слайдовая презентация, волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 9 кругов, барабан, бубен.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов (по 9 штук для каждого ребенка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3–4 штуки для каждого ребенка).
Предполагаемый результат : Дети умеют считать в пределах 9. Считают и отсчитывают в пределах 8 по образцу и на слух. Называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети умеют находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Умеют определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Ход деятельности.
I часть. Игровая ситуация «Поможем зайке».
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня красивый пакет. Всем интересно - что в нем?
-Посмотрим (достаю - морковь). К нам в гости пришел заяц и даже принес с собой морковь.
Слайд №1 (заяц)
-Ребята, у зайки проблема - сколько у него морковок он не знает, потому что не умеет считать.
-Как помочь зайке в беде?
Слайд № 2 (игр. упр. -ние" Сосчитай морковку)
2. Игровое упражнение" Сосчитай морковку".
Воспитатель: Давайте, вместе сосчитаем. Сколько морковок у зайки(9)
-Верно, вы считали морковь слева направо и узнали, что их 9. А если посчитать справа налево?
Вызываю Злату, предлагаю считать морковь справа налево.
Воспитатель: Изменился ли результат счета? Почему(9,результат не изменился).
Воспитатель: Верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета от этого не изменится.
Воспитатель: До сих пор мы считали предметы, игрушки и другие вещи, располагая их в ряд. Можно ли считать предметы, когда они не расположены в ряд? Посмотрите, матрешки встали в круг, как будто водят хоровод. Сколько их(9)
Слайд №3 (игр. упр. – ние " Сосчитай матрешек)
3Игровое упражнение "Сосчитай матрешек".
-Миша, сосчитай матрешек и назови их число. (9)
Воспитатель: С какой матрешки ты начал считать? А можно ли начать с другой матрешки считать? (Двое из детей по очереди считают матрешки, каждый раз начиная счет с другой игрушки).
Выясняют, одинаковые ли получились числа в результате. Если ошибаются, устанавливаем причину ошибок.
Воспитатель: Начать счет можно с любого предмета, ответ будет одинаковым.
Слайд № 4 (Физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши)
Начал заинька скакать. (руки на пояс)
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул девять раз. (легкие прыжки-9 раз)
Слайд №5 (Игр. упр. - ние "Отсчитай столько же")
Игровое упражнение "Отсчитай столько же"
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель бросает волшебный кубик и показывает верхнюю грань детям. (9)Предлагает детям отсчитать столько же кругов на карточке на верхней полоске.
Воспитатель: Сколько кругов вы отсчитали(9)Почему вы отсчитали столько кругов? (столько показал волшебный кубик).
Далее воспитатель предлагает на нижней полоске выложить квадраты столько, сколько звуков на барабане они услышат.
Воспитатель: Сколько квадратов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько квадратов(9,потому что 9 раз было ударов в барабан).
Молодцы.
Слайд № 6
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем кроме моркови любит лакомиться заяц. (капусту любит) Посмотрите на экран-морковь и вилки капусты расположены в два ряда. Обратите внимание их поровну. По сколько? (по 8)
Воспитатель увеличивает количество моркови, добавляя к восьми еще одну.
-Сколько моркови(9)Какое число получили(9)Как получили число девять? (к 8 морковкам прибавили одну)
--Какое число больше: восемь или девять(9)
-Как сделать, чтобы морковок и вилков капусты было поровну - по 9? (добавить еще один вилок капусты)
Молодцы.
Аналогичная работа проводится на раздаточном материале: дети уравнивают группы предметов (кружки и квадраты)разными способами и объясняют свои действия.
2 часть Слайд №7 (Геометрические фигуры)
Воспитатель: Ребята, узнаете? что на экране? (геометрические фигуры)
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз "Геометрические фигуры".
Слайд №8 (квадрат)
Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же. квадрат
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. (дети шагают на месте)
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это. Круг.
Слайд №9 (круг)
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место в миг вернемся. (дети кружатся на месте)
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется овал.
Слайд № 11 (овал)
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай! (дети прыгают с поднятыми вверх руками).
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
Слайд № 12 (треугольник)
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! (дети приседают)
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
В групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
Воспитатель: Ребята, геометрические фигуры большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Воспитатель берет карточки с изображениями соответствующих геометрических фигур и дети ищут в группе предметы такой же формы. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор. ( Например: «Я выбрал салфетку, она похожа на квадрат, у нее четыре угла и четыре стороны».)
Молодцы.
Слайд № 13 (Физкультминутка - фото-дети водят хоровод)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Давайте быстро сделаем свой хоровод.
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг)
Вкруг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся.
И опять играть начнем.
Дидактическая игра "Найди свое место".
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
Воспитатель: Миша встанет в центр нашего круга.
-Миша, расскажи о своем местоположении. (я стою впереди Маши, сзади Даши).
-А где, Даша, стоит? (Даша стоит между Сашей и Ромой)
-Кто рядом с Ромой стоит? (рядом с Ромой стоит Вероника).
Молодцы.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, многому научили сегодня зайку (да)
-А вы, сами, чему научились? (считать до 9, знаем, что число 8 меньше числа 9. Умеем находить предметы похожие на геометрические фигуры. Умеем определять свое местоположение)
Воспитатель: Мы, большие молодцы! До новых встреч, зайчонок.
Слайд №14, №15