Наталья Бикметова
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь»
с использованием приема мнемотехники»
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
I. Организационная информация
1.1 Доминирующая образовательная область Развитие речи Согласно ФГОС ДО
Публикация «Конспект занятия в средней группе по развитию речи „Чтение и заучивание стихотворения И, Токмаковой „Медведь“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
1.2 Вид деятельности детей Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и поэзии, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Медведь» с использованием приема мнемотехники»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Практические:.
Наглядные:
Изображение зимнего леса.
Снежинки.
Снежок.
Мнемотаблица
Иллюстрация с изображением медведя, спящего в берлоге
Движения и проговаривание слов физ. минутки;
Словесные: Заучивание стихотворения, повторение ранее выученных стихотворений, беседа, диалог.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Средняя группа №2 (4 – 5 лет)
5. Цель: Приобщение детей к поэзии. Формирование умения детей запоминать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблицы.
6. Задачи:
6.1 1. Познакомить детей стихотворением И. Токмаковой «Медведь»
2. Формировать умение пересказывать стихотворение, используя мнемотабли-цу.
• 3. Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, по-мочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из тек-ста
• 4. Отработка интонационной выразительности речи.
• 5. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
• 6. Активизировать словарь. Дети знают детского поэта И. Токмакову.
Заучивание и пересказ стихотворения «Медведь», используя карточки - схемы
Дети умеют отвечать на поставленные вопросы по прослушанному тексту.
Дети умеют с помощью интонации передавать настроение стихотворения
6.2 Развивать память, усидчивость, внимание Дети умеют спокойно сидеть на стульчиках во время занятия, отвечают на вопросы воспитателя, ведут диалог с педагогом.
6.3 Воспитывать интерес к поэзии Дети внимательно слушают текст, активно отвечают на заданные вопросы. Проявляют любовь к животным.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
7.1 Затруднения Пересказ стихотворения «Медведь»
Способы преодоления Использование карточек - схем (логика построения пересказа)
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельно-сти) Изображение зимнего леса. Снежинки. Снежок. Мнемотаблица
Иллюстрация с изображением медведя, спящего в берлоге
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение и разучивание стихотворений, отгадывание загадок о животных
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1Введение в тему (создание проблемной ситуации) С помощью игрового приема воспитатель определяет для детей тему деятельности.
Активизирует творческое воображение детей, их внимание
Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас необычный день. И я хочу при-гласить вас в круг радости, для того чтобы сказать друг другу хорошие слова. Обменяться добрыми пожеланиями.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки, для выполнение круга радости.
Круг радости:
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра
- А теперь вы скажите ваши добрые пожелания окружающим:
- Мы желаем – здоровья.
- Мы желаем - радости.
- Мы желаем – доброты.
Настрой детей на занятие.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответы детей) Почему вы так решили? (ответы детей)
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
1.2 Мотивация деятельности детей
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Интересно, что же происходит в зимнем лесу? (ответы детей) А вы хотите побывать в зимнем лесу?
Дети: да
Воспитатель: Как вы думаете, зимой в лесу холодно? Что нам надо сде-лать, чтобы не замерзнуть?
Дети: надо тепло одеться.
Воспитатель и дети имитируют одевание варежек, шапки, теплых сапожек.
Воспитатель: А теперь повторяйте за мной волшебные слова: «Покружись, покружись и в лесу очутись»
Дети попадают в зимний лес.
Звучит аудиозапись завывания вьюги. На экране изображение зимнего леса.
Воспитатель: Посмотрите какой красивый лес. Деревья стоят все в снегу. Как свежо в зимнем лесу. Подышим свежим воздухом. С неба падают снежинки, давайте поиграем с ними.
Дыхательная гимнастика со снежинками.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках снежок, вы любите играть в снежки? Давайте поиграем с вами. Я буду называть слово, и кому я брошу снежок должен его поймать и назвать это же слово, но ласково. Например: снег – снежок
Зима – зимушка
Гора – горочка
Снежинка – снежиночка
Снеговик – снеговичок
Льдинка –льдиночка
Санки – саночки
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете много ласковых слов.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: Ребята, хотите узнать какие звери живут в лесу? Чтобы это узнать, необходимо угадать загадки.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Дети соглашаются. Воспитатель загадывает загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса).
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой. (Заяц).
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это. (Волк).
Летом ходит без дороги.
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Дети отгадывают загадки о животных, живущих в лесу
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Что делают звери зимой в лесу?
А кто мне скажет, что такое берлога? Кто в ней живет? (ответы детей)
Ребята, кто из вас знает, почему медведь зимой спит? (ответы детей) Давайте вспомним, какое стихотворение мы недавно выучили.
Дети рассказывают выученное ранее стихотворение
«Почему медведь зимой спит»
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
В. Орлов.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Медведь зимой спит, потому что ему нечего зимой есть.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Повторяйте за мной волшебные слова: «Покружись, покружись и в саду очутись»
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Не забудьте снять теплую одежду.
Дети имитируют, как они снимают варежки, шапку, сапожки.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Рассаживайтесь, на стульчики, я хочу прочитать вам новое стихотворение про медведя. Его написала для детей замечательный поэт И. Токмакова.
Воспитатель показывает портрет поэта и читает детям новое стихотворение.
«Медведь»
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь,
Тише, тише… Не шуметь.
И. Токмакова
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? О ком оно? И сегодня мы разучим это стихотворение с помощью картинок – схем.
Затем знакомит детей с (подготовленной заранее) мнемотаблицей к стихотворению «Медведь»
Показывает, как правильно пересказывать стихотворение при помощи мнемотаблицы. (читает стихотворение еще раз)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания [/b]Дети отвечают на обобщающие вопросы воспитателя. Затем дети повто-ряют стихотворение вместе в воспитателем,
Читают стихотворение поочередно (воспитатель начинает, а дети заканчивают строку) индивидуально (самостоятельно)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Педагог задает вопросы детям:
- Скажите, где мы были сегодня?
- Что вам понравилось во время прогулки?
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня?
- С каким стихотворением мы познакомились?
- Кто автор этого стихотворения?
- Какие впечатления получили?
- Какое у вас сейчас настроение?
Сюрпризный момент: если у вас хорошее настроение – возьмите себе солнышко, если грустное – тучку. Выбирают себе настроение с помощью карточек – силуэтов.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Чтение художественной литературы Повторение ранее выученных стихотворений, ознакомление с новыми Выполняется в детском саду
4.2 Подвижная игра Разучивание подвижной игры «Как-то мы в лесу гуляли»
Дети образуют круг. В центре сидит медведь (ребенок)
Как-то мы в лесу гуляли (Идут по кругу)
И медведя увидали
Он под деревом сидит
И тихонечко храпит, (садятся на корточки вокруг медведя)
Мы вокруг него ходили (Идут по кругу)
Косолапого будили:
- Ну-ка, Мишенька вставай, (Хлопают в ладоши)
Нас скорее догоняй (Дети убегают, медведь их догоняет) Выполняется в детском саду
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Деятельность детей носит познавательно - развивающий характер.