Лидия Хмелевская
Конспект занятия в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Путешествие в прошлое счетных устройств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
в разновозрастной группе (5-7 лет)
на тему
"Путешествие в прошлое счетных устройств".
Воспитатель: Хмелевская Л. В.
Основная образовательная программа: "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в разновозрастной группе детей 5–7 лет „Путешествие в прошлое счетных устройств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Расширять представления о предметах облегчающих труд люде.
Закреплять представления о компьютере, его составных частях.
Развивающие:
Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
Активизировать познавательную деятельность детей.
Воспитательные:
воспитывать интерес к счетным устройствам.
Умение работать небольшими группами.
Дидактический наглядный материал:
Презентация, ноутбук, экран, проектор, калькулятор, камешки, веревочка с узелками, счеты, карточки с цифрами и примерами.
Предварительная работа:
Работа со счетами.
Конспект занятия
Организационный момент
Постановка проблемно-игровой ситуации
Воспитатель показывает калькулятор.
В. - Мальчики и девочки, Что это за предмет такой?
Дети - это калькулятор
-В. - Для чего он нужен?
Д. - калькулятор нужен для облегчения счета
-В. - А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?
Д. - Да
В. - А вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое счетных устройств.
На чем можно отправиться в прошлое?
Д. - машина времени
Садитесь поудобнее. И давайте вместе представим, что мы с вами отправляемся в прошлое на самой настоящей машине времени.
В. - Давным давно, древние люди, которые еще жили в пещерах использовали для счета пальцы рук и ног. А как вы думаете что они могли считать (рыба, звезды)
Пальцы и были самым первым счетным устройством.
– Давайте попробуем посчитать, используя пальцевой счёт.
– Да, пальцевой счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.
Люди стали использовать палочки, камешки, ракушки.
Индейцы придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Воспитатель показывае6т на веревке узелковый счет). Это веревочка, на которой завязаны узелки. Один узелок обозначал число один. А чтобы не забыть, что они считали, веревку красили определенным цветом. Например, на красных веревках считали мешки с зерном, на синих овец….
Считать приходилось много и поэтому люди решили изобрести устройство, помогающее считать.
Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались… как вы думаете, что (камни, цветочки, ягоды.) Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.
затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить, но не очень большие числа.
– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.
После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. Арифмометр, который позволил считать быстрее и притом большие числа. Он был очень прочный из настоящего железа. Нужно было просто крутить за ручку, которая находится с боку и впереди появлялись цифры. На нем было очень легко научиться работать. Хоть и смотрится очень большим и сложным.
А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.
Изобретатели создают в XX веке калькулятор, который работал сначала от розетки, затем от батареек.
А это что ребята? (Компьютер)
Да, это самый первый компьютер.
– Что можно делать с помощью компьютера?
– Чем компьютер отличается от калькулятора?
– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)
– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).
В. - А вот эти устройства вам всем знакомы. (Современный компьютер, планшет, телефон.)
В. - А сейчас ребята мы поделимся на 3 группы и будем с вами считать с помощью различных счетных устройств.
Дети делятся и подходят к 3-м столам. На первом столе лежат камушки, и веревка с узелками, на втором - счеты, на третьем - калькулятор. Дети по очереди группами подходят к столам и считают на счетных устройствах. Воспитатель в зависимости от возраста детей предлагает детям карточки с цифрами и примерами.
В. - Молодцы, ребята, справились. А теперь присядем все обратно на стульчики.
В. - Чем мы ребята сегодня занимались? Что узнали?
Людям, каких профессий нужны счетные устройства?
И в заключении я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами на экране различные счетные устройства, вам необходимо их расставить по порядку.
В. - Молодцы. А что ребята вам сегодня запомнилось больше? Я хочу вам еще дать калькулятор, чтобы вы пробовали на нем посчитать