Ануфриева Надежда
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».
Направление: познавательное, речевое.
Форма организации: путешествие.
Цель: формировать представление об истории электрической лампочки.
Задачи:
образовательные:
- обогащать представления детей о том, как преобразовывались предметы освещения,
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое лампочки, Электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- совершенствовать четкое произношение звука «с»;
развивающие:
- развивать интерес детей к прошлому предметов рукотворного мира,
- развивать любознательность, связную, грамматически правильную речь,
- закреплять умение составлять описательные рассказы с помощью карточки – схемы;
воспитательные:
- вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому лампочки, чувство гордости за ее создателя,
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы товарищей.
Словарная работа: расширять словарный запас детей словами лучина, свеча, факел, освещение, керосиновая лампа, коптит.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя,
- беседа,
- загадки,
- размышление,
- наблюдение,
- показ,
- составление рассказа,
- интонирование звука,
- динамическая пауза.
Оборудование: лучина, свечи, керосиновая лампа, лампада, электрические лампочки, фонарик, картинки с изображением факелов, ламп с абажуром, настольных ламп, торшеров, люстр, портрет А. Н. Ладыгина.
Предшествующая работа:
- знакомство с предметами рукотворного мира,
- беседы об изобретателях их изобретениях, об осветительных приборах,
- составление описательных рассказов,
- заучивание чистоговорок, дифференциация звуков.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите сейчас отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте с вами соберемся в дорогу. Возьмем с собою все самое необходимое. В первую очередь возьмем дружбу, послушание, уважение, взаимовыручку, хорошее настроение и улыбку. А теперь давайте решим, на каком транспорте мы отправимся в путешествие?
Дети: На машине, на корабле, на самолете.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю полететь на ковре - самолете, согласны? А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Висит груша – нельзя скушать.
2. Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
3. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
4. Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Воспитатель: Все верно, умницы. Вы правильно отгадали все загадки – это электрическая лампочка, и мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки. Садитесь удобнее на ковер - самолет и полетим. Свищет ветер (произносим звук «с» сначала тихо, но ветер усиливается (произносим звук громко, снова ветер утихает, и мы совершаем посадку.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Что за предметы лежат на столе? (Дети перечисляют). Что общего у этих предметов?
Дети: Они зажигаются и дают свет.
Воспитатель: Мы сейчас поговорим о том, как человек придумал свет. Скажите, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Древние люди разжигали в пещере костер, и от него становилось светлее. А человеку трудно было ходить ночью по улице?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ничего не видно, темно.
Воспитатель: Что же придумали люди?
Дети: Фонарики.
Воспитатель: Фонариков еще не было. Люди освещали дорогу факелами. Что это такое?
Дети: Это огонь на длинной палке.
Воспитатель: С факелами не только ходили по улице. Их крепили в замках к стенам, и они освещали помещение. Затем люди придумали лучину. Это просто длинная щепка, заостренная на конце. Делали лучину чаще всего из березы, так как она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель зажигает лучину, все наблюдают за ее горением, обращают внимание на то, что горит она быстро, дает мало света и сильно коптит.
Воспитатель: Почему неудобно такое освещение?
Дети отвечают.
Воспитатель: Прошли годы. Человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из бараньего сала, из пчелиного воска. Дети рассматривают свечи.
Воспитатель обращает внимание на фитиль внутри свечи, фитиль сделан из ниток; зажигает свечу, показывает, как она горит.
Воспитатель: Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, она дает мало света, коптит.
Воспитатель: Человек стремился придумать более удобное и яркое освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия.
Воспитатель: Удобной ли была керосиновая лампа?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин (рассматриваем портрет) изобрел электрическую лампу (показывает картинку). Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь у нас есть много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы, у дивана – торшер, у кровати – ночник.
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физминутка «Огоньки».
Под громкую музыку дети встают на носочки с поднятыми вверх руками и кружатся («горят огоньки», под тихую музыку дети присаживаются на корточки («огоньки гаснут»).
Воспитатель вывешивает на доске карточку с алгоритмом рассказа - описания.
Воспитатель: Ребята, давайте мы сейчас расскажем об электрической лампочке по этой схеме. Сначала вспомним, что означает каждая картинка: рукотворный или природный предмет, размер, цвет, форма, материал, из каких частей состоит, функция, назначение.
Один – два ребенка, используя схему, рассказывают о лампочке.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Дети, мы узнали, как люди с древних времен освещали свое жилье. Познакомились с изобретателем электрической лампочки Ладыгиным. А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад.
Дети садятся на ковер - самолет и возвращаются, проговаривая звук «с».