Ирина Рослякова
Конспект занятия в подготовительной группе «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук Ш»
Оборудование: У детей на столах – карандаши, зеркала, пеналы и лоточ-ки с картинками, листочки-карточки со звуковой схемой слова и двумя картинками.
Предметные картинки на звук Ш: машина, шапка, шуба, и т. д.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Дети стоят в круге.
Логопед: К нам за помощью обратились Крокодил Гена и Чебурашка.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
(На экране появляются Крокодил Гена и Чебурашка).
Кто-то испортил их любимую книгу-азбуку. Все картинки в этой книге перемешались, звуки потерялись.
(На экране появляется испорченная книга)
2. Выделение звука из слов:
Логопед: Особенно пострадали страницы, на которых были изображены картинки:
машина, шишка, подушка, шина, лягушка, кукушка, карандаш… Вы за-метили? – во всех словах повторяется один и тот-же звук. Какой это звук?
Дети: Это звук Ш!
(На экране появляется изображение улицы)
Логопед: Пожалуй, это неспроста! Видимо тот, кто испортил книгу, очень интересуется звуком Ш! Как вы думаете, в сказке про Крокодила Гену и Чебурашку есть персонаж, в имени которого есть звук Ш?
Дети: Это Шапокляк!
(На экране появляется Шапокляк)
Логопед: И в самом деле! Старушка любит пошалить!
Придётся спасать книгу. В этом нам может помочь Звуковичок Ш. Давай-те его позовём! Для этого возьмите зеркала и длительно произнесите звук Ш.
(На экране появляется дом)
3. Артикуляционая и акустическая характеристики звука Ш.
(Дети подходят к столу, берут зеркала. Стоя дают характеристику)
Дети, глядя в зеркала, длительно произносят звук Ш. Затем логопед задаёт вопросы:
Ребята, что происходило с вашими губами при произнесении звука Ш? (Губы округлялись и слегка вытягивались)
Что происходило с зубами при произнесении звука Ш? (Зубы приот-крывались/были закрыты)
Что делал язычок при произнесении звука Ш? (Язычок поднимался вверх в форме чашечки).
Как вы считаете, при произнесении звука Ш воздух выходил сво-бодно или встречал препятствие? (Воздух встречал препятствие – язычок).
Как вы думаете, при произнесении звука Ш, работает голос? (Не ра-ботает)
Как это проверить? (Надо приложить ладошку к горлышку)
Этот звук можно петь? (Невозможно)
Логопед: Как вы считаете, если звук Ш нельзя петь, а при произнесении этого звука воздух встречает препятствие, - какой это звук?
Дети: Звук Ш – согласный.
(На экране появляется Звуковичок без ботиночек и без шляпки)
Логопед: Как произносится согласный звук Ш –сердито – твёрдо или мяг-ко-весело?
Дети: Звук Ш произносится твёрдо.
Логопед: Как называется согласный звук, который произносится твёрдо?
Дети: Звук Ш – твёрдый.
Логопед: Какие ботиночки будут у Звуковичка Ш?
Дети: У Звуковичка Ш будут синие ботиночки.
(На экране у Звуковичка появляются синие ботиночки).
Логопед: Какой головной убор будет у Звуковичка Ш?
Дети: У Звуковичка Ш будет шляпка, потому что он произносится без го-лоса.
Логопед: Как называется согласный звук, который произносят без голоса?
Дети: Такой звук называется – глухой.
(На экране у Звуковичка появляется шляпка
и воздушный шарик с дырочкой, через которую выходит воздух).
Логопед, поясняя: шарик Звуковичка прогрызла крыска, живущая у Ша-покляк в сумочке. Воздух, выходя из шарика – шипит. Поэтому Звукови-чок Ш называется – «Шипящий».
Вот и появился Звуковичок Ш! Давайте расскажем о Звуковичке Ш – да-дим ему характеристику.
Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий.
Логопед, поясняя: Ребята, у Звуковичка Ш есть особенность – у него нет мягкого брата. Поэтому звук Ш всегда остаётся серьёзным – твёрдым. И для обозначения этого звука мы всегда используем синюю фишку.
(На экране появляется Шапокляк и Звуковички)
4. Выделение звука на слух из потока звуков – игра «Хлопни, если услышишь звук Ш».
Логопед: Из книги высыпалось много звуков. И они разлетелись по комна-те. Нужно их поймать. Сложность в том, что звуки – невидимы. Поэтому ловить мы их будем на слух.
Логопед произносит различные звуки. Дети хлопают в ладоши, услышав звук Ш.
5. Определение наличия звука Ш в слове.
(На экране появляется книга из которой высыпались слова и схемы)
(Дети берут лоточки с картинками и садятся за столы)
Логопед: Старушка Шапокляк уронила книгу и из неё высыпались картин-ки. Из двух картинок найдите ту, в названии которой есть звук Ш. Поло-жите эту картинку перед собой.
Логопед: Напомните, какой фишкой мы обозначим звук Ш? (Синей)
Положите под картинкой эту фишку.
6. Звуковой анализ. Определение положения звука Ш в слове.
Логопед: А теперь определите, где находится звук Ш и обозначьте его фишкой на звуковой линейке. (Дети выполняют, а затем рассказывают)
Когда дети нашли картинку, нашли соответствующую схему –
(Картинки соединяются со схемами)
Логопед: Благодаря вам все стало на свои места
(Дети выходят из-за столов – в круг)
7. Физминутка
Мы руками хлопали – раз, два, три – три хлопка
Мы ногами топали - раз, два, три – три шага на месте
Покивали головой - раз, два, три – три кивка головой
Кулачками постучали, - стучим кулачком о кулачок
Повернулись, замолчали. – поворот вокруг себя, указательный
палец к губам - знак молчания.
8. Звуковой анализ. Определение слова по заданной схеме.
(На экране появляется звуковая схема слова и две картинки)
Логопед: А на этой странице остались только фишки – звуковая схема сло-ва. Но к какому слову она относится? Помогите, определите.
Дети отвечают и только после этого
(На экране схема соединяется с картинкой)
Вот и у вас на столах тоже оказались листочки их этой книги. Соедините линией схему и подходящую картинку. (Дети выполняют)
9. Слоговой анализ. Нахождение слова к заданной схеме.
А на этой странице остались только полоски-слоги – слоговая схема сло-ва. Но к какому слову она относится? Помогите, определите.
(На экране появляется слоговая схема слова и две картинки).
Вот и у вас на столах тоже оказались листочки их этой книги. Соедините линией схему и подходящую картинку. (Дети выполняют)
10. Итог занятия
Логопед: Нам удалось исправить всё, что испортила Шапокляк. Мо-лодцы!
(На экране появляется Азбука)
Логопед: Оказывается Шапокляк вовсе не хотела навредить. Просто она не умеет обращаться с книгами. А вы знаете? (ответы детей).
(На экране появляется Шапокляк с крыской Лариской).
Шапокляк поняла свою ошибку и обещает никогда больше не портить книги.
А ещё Шапокляк подарила вам замечательную книгe, где описаны весёлые истории из жизни Шапокляк, Крокодила Гены и Чебурашки
(Логопед передаёт воспитателю книгу)