Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [з].
• Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематические представления.
• Закреплять умения изменять число существительного в именительном падеже; употреблять предлоги «за», «из-за» в составе предложения.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику; координацию речи с движениями, чувство ритма.
• Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, воображения.
Воспитательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Звук [З], Кукла Зоя в гостях у детей“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Кукла, карточки с картинками на звук [з] для игры «Один-много», предметные картинки, имеющие звук [з] в названии; схема-профиль артикуляции звука [з]; схема описания звуков, символы изучаемого звука (картинка с изображением мухи); карточки с графическим заданием и простые карандаши (по количеству детей); мяч; графические схемы предлогов «за» и «из-за»; материал к дидактической игре «Кто где спрятался?», материал «Схема слова» (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, грамматического строя речи. Постановка цели занятия.
Дети сидят за столами.
1) Проводится пальчиковая игра «Туки-тук» (автор – Г. А. Османова):
Туки-тук, туки-тук,
(Постукивание сжатыми кулачками).
Хлоп, хлоп, хлоп, что за звук?
(Хлопки в ладоши).
Это пальчики играют –
(Сжимание и разжимание кистей).
Красят, лепят и стирают!
(Имитация соответствующих движений).
2) Игра «Один-много».
Каждый ребёнок получает карточку с картинкой, в названии которой есть звук [з]. После этого логопед предлагает выбрать ещё одну карточку, на которой изображено несколько таких же предметов.
Каждый ребёнок называет один предмет и много:
ваза – вазы,
коза – козы,
замок – замки,
звезда – звёзды,
змея – змеи,
зонт – зонты.
Логопед: «Ребята, какой звук вы слышите в каждом слове? (ответы детей). Я хочу вам сообщить, что эти картинки – подарок от нашей гостьи – куклы. Хотите с ней познакомиться? Тогда угадайте, как её зовут. А имя её начинается со звука [З], который мы с вами нашли в каждом слове. Это её любимый звук!» (Дети отгадывают и называют имя куклы - Зоя). Логопед вносит игровой персонаж.
Кукла Зоя предлагает вам сегодня вместе с ней учиться слушать, и, конечно же, правильно произносить звук [з]. Вы согласны?
II. Характеристика звука [з] по артикуляционно-акустическим признакам. Произношение звука изолированно и в слогах.
Логопед и дети произносят звук [з]: «Ребята, что вам напоминает вам этот звук?»
Дети высказывают свои мнения о сходстве звука [з] со звуками окружающего мира. Логопед помещает на доску символ звука – картинку с изображением летящей мухи: «Ребята, сегодня рано утром муха разбудила Зою. Она звенела. Давайте изобразим, как:
за-за-зу,
зу-зы-зо,
зы-зо-за-зу,
за-зо-зу-зы» и т. д. (варианты предлагаемых для воспроизведения детям слоговых рядов зависят от их индивидуальных возможностей).
Логопед: «А хотите, услышать, как Зоя разговаривала с мухой? Повторяйте снова за мной:
зна-зно-зну,
здо-зду-зды,
зма-змо-зму-змы,
згу-згы-зга-зго» и т. д. (варианты предлагаемых для воспроизведения детям слоговых рядов со стечением согласных зависят от их индивидуальных возможностей).
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Давайте понаблюдаем, что делают ваши губки, зубки, язычок, когда вы произносите этот звук? Работает ли горлышко?» Дети самостоятельно рассказывают об артикуляции звука, характеризуют его, выбирают символ – изображение синего домика с колокольчиком: «Звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый».
III. Выделение звука из ряда согласных.
Игра «Покажи муху».
Логопед: «Ребята, а Зоя сегодня сфотографировала муху и хочет подарить нам фотографии. Давайте поиграем с ними и заодно научим Зою слушать звук [з].
Итак, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите [з], сразу же поднимите вверх фотографию – покажите её Зое. Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, л, н, з, т, н, б, т, к, з, п, к, з, з, н, д, н, в, з, к»».
IV. Выделение звука на фоне слова. Развитие графических умений.
Игра «Муха летает».
Логопед: «Ребята, посмотрите, какую интересную игру принесла нам Зоя!» (раздаёт детям карточки с игровым заданием). Мы будем играть и, вместе с Зоей будем слушать звук [з] в словах. Итак, когда услышите слово со звуком [з], покажите, как летала муха сегодня у Зои в комнате».
Логопед произносит слова со звуком «з», а дети проводят линии карандашом по пунктирным линиям (в любом порядке, изображая траекторию мухи: «замок, дом, зайка, окно, зубы, полка, завод, золото, диван, ваза, плита, Лиза». После выполнения задания подводится итог: «Сколько слов со звуком [з] вы услышали? Назовите эти слова». Дети определяют количество слов со звуком [з] по количеству проведённых линий, вспоминают и называют их.
V. Развитие фонематических представлений, формирование навыков позиционного анализа.
1. Игра «Подскажи словечко в рассказе про Зою».
Логопед: «Итак, нашу гостью зовут… (Зоя). Мама называет её ласково…. (Зоенька). Сегодня рано утром муха разбудила… (Зою). Зоя встала, подошла к окну, отодвинула… (занавеску) и увидела, что на улице уже светло. Потом она кроватку свою (заправила, косички себе…. (заплела, бантики… (завязала). После этого она пошла в ванную, умылась и почистила…. (зубы). А какой пастой Зоя чистила зубы? (зубной). Затем Зоя пошла ну кухню…. (завтракать). Ведь утром все люди…. (завтракают). И вот, к Зое в гости пришли две подруги. Давайте отгадаем их имена. Они со звуком [з] (Лиза и Аза). Они принесли две игры. В названии этих игр тоже есть [з] (мозаика и пазлы). Логопед выкладывает картинки с изображением игр на доску.
2. Игра «Подарим Зое картинки».
Логопед предлагает детям найти на столе картинки со звуком [з] в названии и подарить их Зое. Дети выбирают для Зои картинки и раскладывают их на две полочки на доске (по месту звука в слове – в начале и середине).
VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями, чувства ритма.
Подвижная игра «Мы со звуками играем» (игра выполняет роль физкультминутки).
Логопед предлагает детям научить Зою играть в игру, которую они очень любят.
В центре круга стоит один ребёнок – ведущий. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки, и хором говорят:
Мы со звуками играем,
Слушаем и повторяем.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем!
Дети останавливаются, и ведущий задаёт ритмический рисунок (хлопает в ладоши или топает ногами). Остальные дети повторяют его по очереди. После этого в центр становится другой ребёнок – тот, который, по мнению ведущего, наиболее точно повторил ритм. Игра повторяется несколько раз.
VII. Развитие слогового анализа и синтеза.
1. Игра «Сколько слогов в слове?»
Логопед: «А теперь Зоя хочет с вами поиграть. Она будет показывать вам картинки, которые вы ей подарили, а вы ей – столько пальчиков, сколько слогов в этом слове». Логопед рукой куклы показывает детям картинки.
2. Игра «Слово рассыпалось». Игра проводится с перебрасыванием мяча. Логопед от имени куклы Зои произносит слоги по отдельности и в неправильном порядке, а дети восстанавливают их, произнося правильный вариант:
бы, зу ….зубы,
мок, за ….замок,
зы, та ….тазы,
за, гла ….глаза,
зы, ро ….розы,
за, ва ….ваза,
зы, ко ….козы,
ми, за, мо ….мимоза.
VIII. Развитие грамматического строя речи, зрительного гнозиса.
Составление предложений с предлогами «за» и «из-за».
Логопед: «А вот ещё одна игра, которую принесла нам Зоя. Она очень интересная. Для того, чтобы в неё поиграть, давайте вспомним, какие маленькие слова обозначают эти схемы». Дети вспоминают по схемам предлоги «за» и «из-за».
Итак, сначала в игре Зои нужно по картинкам угадать: кто за кем (или за чем) находится (прячется, стоит). Давайте попробуем». Логопед предлагает каждому ребёнку свой вариант пары картинок. Дети составляют по ним предложения: «Сова прячется за Карлсоном», «Чебурашка стоит за улиткой», «Грузовик находится за куклой» и т. д.
Логопед: «А теперь расскажите о том, что произошло». Логопед перемещает картинки. Дети составляют предложения с предлогом «из-за»: «Робот вышел из-за шкафа», «Поросёнок выбежал из-за кресла», «Тигрёнок выскочил из-за дерева» и др.
IX. Развитие навыков звукослогового анализа и синтеза.
1. Логопед: «Кто помнит, как зовут подругу Зои? (Лиза). Давайте составим схему этого слова. Наверное, Зоя ещё не умеет этого делать. Вот мы её и научим!» Проводится работа по составлению звуко-слоговой схемы слова «Лиза». После выполнения детьми задания логопед задаёт вопросы:
- Сколько звуков в слове «Лиза»?
- Назовите звуки по порядку.
- Какой первый звук в этом слове?
- Какой последний звук в этом слове?
- Сколько гласных звуков в слове «Лиза»? Назовите их.
- Сколько согласных звуков в этом слове? Назовите их.
- Сколько слогов в слове «Лиза»? Как вы догадались?
2. Игровое упражнение «Живые звуки».
Логопед: «Ребята, а теперь давайте научим Зою соединять звуки. Я буду называть звуки по отдельности, а вы – слитно (показ):
З, А – ЗА
З, У – ЗУ
З, Ы – ЗЫ
З, О – ЗО
З, Э – ЗЭ
X. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ребята, а теперь Зое пора домой, к маме. Как вы думаете, о чём она ей расскажет? В какие игры вам понравилось играть вместе с Зоей?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников от имени Зои, отмечая успехи каждого из них, и предлагает пригласить Зою в гости ещё раз.