Вера Васильевна Черевова
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Золотая осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему : «Золотая осень».
Цели:
1. Развивать умения воспринимать предметы и явления окружающей среды посредством связной речи, логического мышления, дыхательной гимнастики, общей моторики, координации движений. Расширять словарный запас по теме: «Осень».
2. Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день ребята. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Дети: Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени самое важное, красивое и интересное.
Воспитатель: И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Воспитатель: -А какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, чаще идут дожди, птицы улетают, становится холоднее)
- Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, багряные, красные, оранжевые)
- Осенью часто идут дожди, какие они бывают? (холодные, моросящие, грибные, ливни)
- Что происходит с днем и ночью? (дни становятся короче, а ночи длиннее)
-Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк). А как готовятся земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны).
- А что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему они улетают? (осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- А кто остается с нами? (вороны, галки, воробьи, голуби).
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно.
Молодцы, ребята, вспомнили все приметы осени.
Физ. минутка: «Листопад»
Листопад, листопад! (взмахи руками)
Листья кружатся, летят. (покружились)
Мы за ними побежали, (бег на месте)
Но никак их не догнали (пожали плечами)
В парке будем мы гулять,
В букет листья собирать. (Ходим и собираем листья)
Молодцы, ребята! Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте отгадаем с каких деревьев они упали.
Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.
- С какого дерева этот лист? (с березы)
- Значит он какой? (березовый)
- С какого дерева этот лист? (с дуба)
- Значит он какой? (дубовый)
- С какого дерева этот лист? (с клена)
- Значит он какой? (кленовый)
- С какого дерева этот лист? (рябины)
- Значит он какой? (рябиновый)
- С какого дерева этот лист? (с осины)
- Значит он какой? (осиновый)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы. (Весна)
- После весны идёт. (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель: — А теперь, я буду называть ключевое слово, а вы должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное,
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).
Воспитатель: -А сейчас, ребята, мы проведем с вами дыхательную гимнастику «Подуй на тучку» и от того с какой силой вы будете на неё дуть, мы увидим какой пойдет дождь. Но главное: вдох-носом, выдох- ртом. (Дети дуют на макет тучи).
Молодцы, ребята, как здорово у вас получилось!
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть вам в игру «Близкие слова». ( Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, …. (серые, унылые)
Осенью часто погода бывает холодной…. (ветреной, дождливой)
Осенью настроение грустное…. (печальное, тоскливое)
Осенью дожди частые, …. (холодные, проливные)
Небо покрывают серые тучи, …. (темные, дождливые)
В начале осени бывают ясные дни, …. (безоблачные, светлые)
Поздней осенью на улице холодно, …. (пасмурно, ветрено)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет» :
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
Продолжаем наши весё лые игры: «Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», то топнуть ногой.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте подведем итог. Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей) О каком времени года говорили? Понравилось ли вам наше занятие? (Ответы детей)
На этом наше занятие закончено.