Наталья Хряпина
Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «По дорогам знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Выявить полученные знания, представления, умения детей
Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Развивающие задачи :
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Развивать логическое мышление, зрительную память, связную речь
Публикация «Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе „По дорогам знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа: разгадывание загадок, составление рассказа о весне
Оборудование: карточки с цифрами; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактические игры; музыкальное сопровождение; цветные карандаши; демонстрационный материал : «письмо», иллюстрации.
Ход НОД
1. Организационно-мотивационный момент
Дети входят в группу под музыку (песня «Когда мои друзья со мной»)
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть этот день принесёт вам радость и много новых интересных впечатлений. Ребята, я вспомнила очень интересную загадку, хотите попробовать ее отгадать:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Подарим, друг другу улыбку и поприветствуем друг друга.
Минутка эмоционального настроя.
Здравствуй, Небо! (руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, мои друзья! (все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо, которое адресовано детям нашей группы. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Мы уверены, что вы сможете нам помочь, выполнив все задания. Жители математического королевства».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства? Тогда отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний королевства «Математика». Это королевство состоит из небольших удивительных островов, которые называются: «Посчитай-ка», «Узнавай-ка» «Отвечай-ка», на каждом из этих островов живут сказочные математические обитатели. Давайте с вами все приготовимся к испытаниям. Предлагаю поиграть в игру «Бывает - не бывает» (если да то хлопок руками, нет топаем ногами) (дети стоят в кругу).
• Бывает круг с тремя углами?
• Бывает у кошки четыре лапы?
• У слона два хвоста?
• У собаки два уха?
• У машины два мотора?
• У велосипеда три колеса?
• Книжка без страниц?
• Булка без изюма?
• Стол с четырьмя углами?
• Ночью яркое солнце?
• У рубашки три рукава?
• Земля круглая?
Воспитатель. Молодцы! Вижу, что вы готовы. Ребята, а чтобы отправится в путешествие, что нам необходимо? (Нам необходим транспорт).
Воспитатель. Ребята, на каком транспорте можно отправиться в путь? (На корабле, машине, поезде).
Воспитатель. А на чем мы сейчас стоим? (Мы стоим на ковре).
Воспитатель. Представьте, что это не простой ковер, а волшебный - ковер самолет. Вот на нем мы с вами и полетим. Говорим волшебные слова:
Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси в математическую (Посчитай) страну.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети попадают в королевство. (Дети садятся за столы).
Воспитатель. А вот и первый наш остров «Посчитай-ка». На этом острове живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Расставь цифры от 1 до 10 – по порядку». Дети выкладывают из карточек числовой ряд от 1 до 10. (Проверяем хором прямой и обратный счёт).
Воспитатель. Сосчитайте от 1 до 10. А теперь наоборот от 10 до 1.
Дидактическая игра «Числа-соседи». Ребята, помогите числам найти своих соседей.
Назовите соседей числа 5 (4 и 3); 7 (6 и 8); 9 (8 и 10); 2 (1 и 3, 3 (2 и 4).
Назовите число, которое стоит после 3, 7 5, 8;
Назовите число, которое стоит перед 4, 6, 9;
Я задумала число, оно меньше 5 на единицу, какое это число? (4)
Я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число? (7)
Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Жители этого острова остались Вами довольны.
Воспитатель. Но на этом острове живет еще и волшебник, который очень любит рисовать. У него приключилась беда, его карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделаем карандаши снова цветными.
Посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый карандаш – желтым цветом, четвертый – синим, второй – зеленым, пятый – красным, третий – коричневым, а шестой – оранжевым (дети закрашивают карандаши).
- Молодцы! Вот карандаши волшебника стали цветными. Скажите, на котором по счету месте – синий карандаш? Какого цвета карандаш на пятом месте? На котором по счету месте желтый карандаш?
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Нас ждет физминутка!
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать – надо на носочки встать.
Воспитатель: Ну, что говорим волшебные слова и полетели на другой остров «Математического королевства» :
Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси в математическую (Узнавай) страну.
Воспитатель. А теперь, ребята мы с вами попали на остров «Узнавай-ка». Только кто живет на этом острове, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете?
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Три вершины, три угла,
Три сторонки – вот и я. (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня (квадрат)
Растянули мы квадрат.
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Воспитатель. Да, это геометрические фигуры – большие озорники и очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Работа с карточками и в парах:
Положите 5 квадратов, а кругов на 1 больше кругов. Сколько получилось кругов, посчитайте. Чего больше квадратов или кругов?
Положите 7 треугольников. Чего больше треугольников или квадратов? Чего больше квадратов или кругов? На сколько?
Воспитатель. Сколько выложили геометрических фигур?
(5 квадратов, 6 кругов, 7 треугольников). Молодцы, справились с заданием.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз
Воспитатель: Стойте, ребята! (загадочно) Этот остров охраняет могучая птица – орёл. Давайте замрём на месте, чтобы она нас не заметила, и только глазами будем следить, куда полетит орёл (проводится гимнастика для глаз) воспитатель комментирует: птица полетела вверх, вниз, вправо, влево).
Воспитатель: Отправляемся дальше, нас с вами ждет еще остров «Отвечай-ка». А пока мы летим, я вам загадаю математические загадки. Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть.
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (Две).
Воспитатель. Молодцы. Справились с заданием. А вот и остров «Отвечай-ка». Но здесь волшебные ворота, и чтобы попасть на этот остров необходимо отгадать загадку, о каком времени года идет речь. (Загадку загадывает ребенок).
Птицы стаями летят,
Грустно, дождь и листопад,
Ветер тучи в небе носит
Потому что это… (Осень.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года (Осень)
А какой сейчас месяц? (Сентябрь). А какие ещё осенние месяцы вы знаете? (Октябрь, ноябрь).
Давайте повторим все осенние месяцы. ( Дети хором: Сентябрь, октябрь, ноябрь). Расположите рисунки в соответствии с периодами осени.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете об осени.
Игра «Волшебный листок». Описание осени.
(Дети передают друг другу «волшебный листок» и называют признаки осени)
Описание: осенью становится холоднее; солнце светит не ярко; идут дожди; небо серое; дует холодный ветер; листья на деревьях желтеют и опадают (листопад); день становится короче, а ночь длиннее; люди собирают урожай фруктов, овощей, собирают грибы; одевают тёплую одежду; птицы улетают на юг. Птицы улетают на юг, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязанные шапочки и т. д.
Воспитатель: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины.
Сегодня мы с вами послушаем музыку известного русского композитора П. И. Чайковского, называется это произведение – «Осень». Слушание музыки (2-3 мин.)
Воспитатель: Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение? (Дети говорят о своих ощущениях). Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты пишут стихи. Давайте вспомним стихотворения об осени.
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой.
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит.
Лишь осыпется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель: Молодцы ребята. А вот и следующее задание приготовил нам волшебник острова «Отвечай-ка». Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные.
Игра «Один и много». Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
Воспитатель: Слово спряталось куда-то, слово спряталось и ждет
Пусть найдут меня ребята, ну-ка пусть меня найдут.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов, затем все вместе проговариваем. Начали:
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Лист – листья
Птица - птицы
Дерево – деревья
Река - реки
Туча - тучи
Лужа – лужи
Овощ – овощи
Огород – огороды.
Воспитатель: Какие сообразительные, молодцы. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и посчитаем обратный отсчет 10…1
(Звучит волшебная мелодия).
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в Королевстве побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Где мы с вами сегодня побывали, ребята? Что вам понравилось?
Дети: Слушали музыку, играли в интересные игры, составляли рассказы об осени.
Воспитатель: Как хорошо, что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. Как Вы считаете, хорошо ли Вы справились с заданиями?
Жители островов «Посчитай-ка», «Узнавай-ка», «Отвечай-ка» в благодарность вам за вашу работу оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это медали - награды самым умным детям.
А как вы думаете, что нам помогло преодолеть трудности?
Дети: Дружба.
А когда мы держимся все вместе, дружбы становится больше. Пусть она никогда не покидает нас! (Песня о дружбе).