Татьяна Бондарева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
«Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, „Составление описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения.
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
Задачи интегрируемых областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
О б о р у д о в а н и е: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки, произведение П. И. Чайковского «Времена года».
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Обратить внимание детей на мольберт (на нем иллюстрация осени)
Воспитатель (обращаясь к детям):
-Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
- Какие месяцы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц следующий?
– Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
– Какая осень в октябре? (Дождливая.)
– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)
– Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?
– Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?
– Что делают люди на полях?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже саамы сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (ОСЕНЬ)
-Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)
-А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».
- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос.
- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
- птицы осенью (что делают) — птицы осенью улетают.
-звери осенью (что делают)— звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
2.Беседа по картине «Золотая осень» И. И. Левитана.
Воспитатель:
- Осенняя природа очаровывает и восхищает не только поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазкми, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
Исаак Ильич Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье….
В багрец и золото одетые леса!
Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии.
- Ребята, глядя на эту замечательную картину, как бы вы ее назвали?
-Художник назвал ее «Золотая осень».
-Как вы думаете, почему она названа «Золотая осень»?
- Посмотрите внимательно, что осень сделала с лугом?
-Какой стала вода в реке?
- Опишите, что расположено слева?
-Какими стали березки?
- Мне не видно, что, там изображено вдали картины?
- Обратите внимание, какое небо?
- Как вы думаете какая здесь погода? Почему вы так решили?
Молодцы! А теперь я предлагаю вам немножко поиграть. Хотите?
- Ребята, представьте, что вы на лугу:
Раз, два, три, оглянись, на лугу очутись.
(воспитатель повторяет описание картины, а дети выполняют действия по ходу рассказа).
- Дети, посмотрите вокруг. (Дети оглядываются) Наступила осень.
Потрогайте воду в реке. (Дети трогают воображаемую воду).
Вода в реке стала холодной и студеной.
Обратите внимание на березки. (Дети смотрят внимательно на березки на картине). Березки нарядились в золотые платья.
А если посмотрим на небо, что же мы там увидим? (Дети разглядывают небо на картине). По голубому небу плывут облака.
Как красива природа осенью! (Дети улыбаются)
Физ. минутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят. – (поднимаются, кружатся).
3. Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- Рассмотрим картину еще раз и придумаем рассказ.
(3-4 рассказа)
4. Итог.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Картина какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
- Какое задание для вас было самым легким (трудным?
Спасибо!