Татьяна Петровна Иванова
Конспект логопедического занятия в подг. к школе группе для детей с ТНР «Дружба-сила. Такой интересный звук «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о дружбе, воспитание дружественных отношений между детьми. Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подг, к школе группе для детей с ТНР „Дружба-сила, Такой интересный звук „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дружба. Учимся дружить
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности).
3. Формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников.
4. Побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательную активность и любознательность.
Коррекционно - диагностическая: выявить положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [р].
Коррекционно – развивающие:
-совершенствовать правильную артикуляцию при произнесении звука [р].
-развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос; развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
-расширять и уточнять словарь по лексической теме;
-развивать грамматический строй речи.
Коррекционно - воспитательная: воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми, способствовать сплоченности коллектива.
Материалы и оборудование: гость группы Жирафик, зеркала, картинки по теме, мяч.
Организационный момент (Утро радостных встреч) :
Цель: создание положительного эмоционального фона на занятии.
- Здравствуйте ребята, как настроение? (Хорошее) Давайте возьмем мяч, повернемся лицом друг и другу, улыбнемся и будем передавать его и говорить самые добрые слова друг другу.
Ход занятия:
- Сегодня к нам на занятие пришел Жирафик. Чтобы стать настоящим жирафом ему необходимо научиться рычать. Для этого каждый день ему друзья дают различные задания, и он старательно их выполняет. Ему помогают животные и птицы потому, что он очень добрый, вежливый и внимательный. Сегодня он пришел к нам, принес различные игры и задания, которые ему приготовили его друзья, и просит ему помочь их выполнить:
1. Задание: Давайте расскажем нашему другу Жирафику о ваших друзьях в группе детского сада. (дети по очереди рассказывают, кто с кем дружит)
2. Задание: «Игры с язычком»
Артикуляционная гимнастика
Цель: укрепление мышц органов артикуляционного аппарата, нормализация качества выполнения движений: развитие силы, точности, координации движений, способности удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Лошадка стала фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
«Чистим зубки»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков
«Индюк»
Цель: подготовить наш речевой аппарат к произношению звуков Р,
Описание: Улыбнуться, открыть рот, показать зубки. Положить язык на верхнюю губу и передний край языка загнуть вверх. Совершать движения языком вперёд – назад, произнося «бл-бл-бл».
Какие вы молодцы, язычок хорошо слушается вас!
Ну, тогда слушайте следующее 3 задание:
Уточнение правильной артикуляции при произнесении звука [р] перед зеркалами.
Цель: обучение и формирование правильного дыхания, навыка правильной установки органов артикуляции при произнесении звука [р].
1. При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть, широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной
- Посмотрите на меня, как я произношу звук [Р].
Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
А теперь давайте все вместе произнесем звук [Р].
Ребята, какие вы умнички все, у всех получилось правильно.
Вот еще задание,уже 4, которое приготовили друзья Жирафика
«Повтори слоги»
Цель: совершенствовать правильную артикуляцию при произнесении звука [р], развивать фонематическое восприятие.
РО-РО-РО РО-РЫ-РА
РУ-РУ-РУ РУ-РА-РО
РА- РА-РА РА-РО-РУ
РЫ-РЫ-РЫ РЫ-РУ-РА
5. Задание: Игра «Внимательные ушки»
Цель: развивать слухового внимания, учиться узнавать звук [р] в слогах, в словах.
- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р]
- а; и; у; р; с; и; а; р; м; н;
- в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
- в словах: картофель, горох, машина, арбуз, грузовик, транспорт, тыква, помидор, лук, яблоко, морковь,кукла.
Динамическая пауза
Цель: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей и мелкой моторики.
Танцуем под песенку Екатерины Железновой «У жирафа пятна - пятнышки везде»
Беседа с детьми и главным героем Жирафиком.
Цель: развивать устную связную речь.
- Ребята, взрослые часто говорят: «Надо быть дружными!» Объясните Жирафу, что значит «дружить»? (Делиться игрушками, не драться, не кричать друг на друга, помогать друг другу)
- Расскажите о своих друзьях Жирафику у вас во дворе и что такое Дружба! (рассказы детей о друзьях)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Цель: подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности детей.
- О чем мы говорили сегодня на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что было трудным для вас?
-Жирафик очень рад, что вы рассказали ему о дружбе. Теперь и он обязательно найдет себе настоящих друзей!
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Дети улыбнулись друг другу и попрощались.
учитель-логопед МБДОУ д/с № 82 «Родничок» г. Белгород
Иванова Татьяна Петровна
Список литературы:
2. Шипицина Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина, – СПб. : Детство – Пресс, 2010. – 384с.
3. Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю. В. Авдеева, - М. : Сфера, 2012.-63 с.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/ В. И. Петрова, - М. : Мозаика-Синтез, 2007.-75 с.