Татьяна Чубчик
Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков» с использованием элементов наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Чубик Татьяна Александровна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №157
Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" с использованием элементов наглядного моделирования.
Цель занятия : закрепить понятие о гласных звуках
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну гласных звуков“ с использованием элементов наглядного моделирования» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- уточнить артикуляцию и закрепить правильное произношение гласных звуков (А, (О, (У, (И);
-закрепить навык соотнесения гласных звуков с символами;
- расширять умение пользоваться различной интонацией голоса;
- продолжить формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепить зрительный образ букв.
Коррекционно-развивающие задачи:
- продолжать формировать речевое дыхание;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать фонематический слух и слуховое внимание;
- развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции;
- формировать контроль за собственной речью;
- воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование:
- сумка с красными галстуками, по количеству детей;
- картинки, символы гласных звуков, схемы для определения места звука в слове;
- дыхательные тренажеры «Цветы»;
- домик со смайликами;
- коробка с манкой, пластмассовые буквы.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом.
3. Формирование направленного длительного выдоха.
4. Определение первого звука в слове, соотнесение со схемой.
5. Кинезиологическая гимнастика (развитие межполушарного взаимодействия)
6. Проговаривание эмоциональноокрашенных чистоговорок.
7. Пропевание песенок гласных звуков с соотнесением с символами.
8. Определение гласного звука в слове.
9. Закрепление зрительного образа букв.
10. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться-доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, поздороваемся. Ребята, а у меня для вас сюрприз. У меня в сумке для вас есть красные галстуки. Вы удивлены? Давайте мы покажем как умеем удивляться и наденем красные галстуки. Наверно нас ждет что-то интересное. Сегодня утром пришло известие от животных, вот послушайте, что они нам сообщают:
Это добрая собачка нам отправила письмо
Пишет нам, что Звукоежка лишил голоса её.
Кошка Мурка замолчала, еле слышно «Мр» да «Мр»,
А мышонок пискнул только, а потом совсем притих.
Ребята, я предлагаю помочь животным вернуть их голоса. Для этого мы отправимся сегодня в страну гласных звуков. Мы подготовились с вами к путешествию, предварительно повязав красные галстуки, которые будут нашим пропуском туда. А почему мы выбрали именно красные галстуки? Правильно, потому что мы отправляемся в страну гласных звуков, а гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Все готовы? Чтобы очутиться в этой стране нам надо покружится.
Раз, два, три покружись, в стране звуков очутись.
2. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом.
Ребята, а вот и первое для нас задание, в котором мы должны узнать какие именно звуки мы должны спасать. Посмотрите внимательно на картинку, что на ней нарисовано? Девочка качает куклу. Какой звук она при этом произносит? ААААА. Это звук гласный, потому что его можно петь. Давайте найдем звуковичка, которым будем обозначать звук (А). Следующая картинка и на ней мы видим ослика. Ослик подает голос – ИА. Какой мы слышим первый звук? ИИИИИ-это звук гласный, потому что его можно пропеть. Выставьте звуковичка для звука (И). На картинке волк, что он делает? Волк воет. Какой гласный звук мы услышали? УУУУУ. Это звук гласный его тоже можно пропеть. Выставьте звуковичка для звука (У). на следующей картинке девочка, у которой болят зубы, ей больно. Какой гласный звук мы услышали? ООООО. Выставьте звуковичка. А теперь вспомните какие гласные звуки мы с вами произносили:(А, (У, (И, (О).
3. Формирование направленного длительного выдоха.
Сейчас мы свами попадем на волшебную поляну. Посмотрите, здесь растут заколдованные цветы. Давайте попробуем их расколдовать.
Вышли на полянку, сели все в кружок.
Угадай картинку милый мой дружок.
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат цветы, спрятанные под цветными полосками. Просим поднести цветок к губам, положить распластанный кончик языка на нижнюю губу и подуть так на цветок, чтобы картинка открылась.
4. Определение первого звука в слове, соотнесение со схемой.
После дыхательного упражнения ребенок называет свою картинку и определяет какой первый звук в слове, обозначает его на схеме.
А что же еще мы можем подарить нашим Звуковичкам? Я буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать, находить нужную картинку с отгадкой и дарить звуковичкам.
Круглы-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь-посмотри:
Красный-красный он внутри (арбуз).
На дорожку вышли рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять (улитка).
Гордый, важный, пышный, статный в оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг-
Распустил свой хвост (индюк).
Без крыльев летит
Без ног бежит
Без паруса плывет (облако).
5. Кинезиологическая гимнастика (развитие межполушарного взаимодействия)
Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Сначала наденем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягиваем мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком). А теперь покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо, медленно поворачиваем голову влево, затем вправо, меняем руку и повторяем движение головы).
Совушка-сова большая голова
На суку сидит и на всех глядит.
6. Проговаривание эмоциональноокрашенных чистоговорок.
Ребята, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь какой- то домик, давайте посмотрим кто в нем живет. А живут в нем три братца. Похожи ли они (В домике три смайлика с различным эмоциями-радость, грусть, удивление. Дети определяют чем они отличаются.)
Повторяйте за мной: «У-У-У я домой пойду?»
«И-И-И ротик к ушкам растяни!»
«А-А-А у меня болит нога(
Как вы думаете какой из братцев что сказал?
7. Пропевание песенок гласных звуков с соотнесением с символами.
Наше приключение продолжается. Но, чтобы идти дальше, нам надо перейти через мостик, но не простой, а заколдованный. Для того, чтобы его расколдовать надо пройти по звуковой дорожке.
8. Определение гласного звука в слове.
Ребята вот мы и дошли до домиков в которых живут животные. Но разговаривать они не могут, потому что Звукоежка съел все гласные звуки. Давайте вернем животным их звуки, чтобы они снова смогли разговаривать. Давайте вспомним как лает собака: ГАВ-ГАВ. Какой гласный звук слышим в ее лае? Звук (А). Давайте определим место звука (А) в слове (в середине). Мышонок по имени ПИК просит ему помочь. Какой гласный звук слышим в его имени? Звук (И, он находится в середине слова. Почему кошка перестала мурлыкать? МУР-МУР. Какой звук съел Звукоежка? Звук (У, он находится в середине слова. Выставление гласных звуков в схемах.
Молодцы, ребята! Я думаю, что животные благодарны вам за то, что вы вернули им голоса. Теперь вы поняли, что без гласных звуков никак нельзя? Это очень важные звуки.
9. Закрепление зрительного образа букв.
Ребята, а ведь каждый из этих звуков обозначается на письме своей буквой. Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы : звуки мы ушами слышим, ртом произносим, а буквы- глазами читаем, рукой пишем. У меня есть коробочка, в которой вы должны найти буквы.
10. Итог занятия.
Ну что ж, путешествие наше закончилось, пора и в детский сад возвращаться.
Раз, два, три покружись, в детский сад назад вернись.