Марина Семенова
Конспект занятия «Приключения с капелькой. Знакомство с согласным звуком [К]». Для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия . Для детей 4–5 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54.
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми
по развитию фонетико-фонематической системы родного языка
Тема: «Приключения с капелькой».
Интеграция областей: коммуникация, познание, здоровье, социализация, музыка.
Средняя логопедическая группа №10 «Почемучки» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Форма проведения: подгрупповая.
Ярославль, 2019г
Публикация «Конспект занятия „Приключения с капелькой, Знакомство с согласным звуком [К]“, Для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формирование фонетико-фонематической системы родного языка.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) познакомить с согласным звуком [к], аналогом его звучания;
2) учить выделять звук [к] на слух и произносительно, на уровне звуков,
слогов, слов;
3) учить определять наличие или отсутствие звука [к] в слове;
4) закреплять понятия «согласный» и «гласный» звук;
5) упражнять в произнесении гласных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
1) развивать слуховую, зрительную память и внимание;
2) развивать просодические компоненты речи: тембр, направленность звукового потока, интонацию;
3) развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, согласование речи с движениями.
Воспитательные задачи:
1) формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии;
2) закреплять правила поведения на подгрупповом занятии.
Оборудование: символы гласных звуков О, У, А. И, Ы, Э; картинка «Сказочная страна звуков»; облачко с дождиком; символ звука [к]; картинки: капелька, курочка, цыплёнок, лягушонок, подарок; геометрические фигуры: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, жёлтый круг; картинки для подарка: веник, книга, танк, конфета, сок, банан, юла,, дыня. кофта; музыка: «волшебный дождь», «счастье», индивидуальные зеркала; цветочки с печальным и весёлым смайликом.
1. Орг. момент.
Л: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро, дети и гости!»
Д: Доброе утро! (хором)
Игра приветствие «Здравствуйте!»
-Здравствуйте ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладони вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп (3 раза хлопают)
-Здравствуйте, ножки! («пружинки»)
Топ-топ-топ (3 раза топают)
- Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза похлопывают по щёчкам)
- Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щёлк-щёлк-щёлк! (щёлкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип-бип-бип! (нажимают на кончик носа)
Здравствуйте, гости! (протягивают руки ладонями вверх)
Здрав-ствуй-те! (хлопают в ладоши)
Л: День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие все вместе
Мы отправимся сейчас!
2. Основная часть.
-Мы отправляемся в путешествие в «Сказочную страну звуков»! Вы согласны?
Тогда вперёд!
а) Игра «Поющая тропинка»
-По тропинке мы пойдём,
Песни гласных звуков пропоём!
На полу выложена дорожка с символами гласных звуков. Дети по очереди делают шаги к каждому символу и называют звук. (садятся на стульчик).
А, о, у, и, ы, э.
- Звуки эти мы пропели, как мы назовём их, дети? (гласные звуки). Почему? (Потому что они тянуться и поются). Правильно: тянутся, поются и воздух не встречает преград.
-Дорожка нас привела в страну звуков. ( вывешивается картинка: «Сказочная страна звуков») Включается музыка: волшебный дождь.
Какой звук нас сегодня встретит? (.)И я не знаю. Давайте послушаем.
б) Игра «Дождик».
Загадка: Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить-
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь) –вывешивается облако с полосками дождя.
-Послушайте, как капает дождь: к-к-к-к-к. Произнесите песенку дождя и посмотрите в свой ротик -как мы его произносим (дети произносят звук [к] держа в руках зеркало)
-Ребята, звук [к] тянется? (нет) Поётся? (нет)
Что ж про него мы можем сказать,
Как мы будем его называть?
ВЫВОД детей : (Звук [к] согласный звук) Почему? (Потому, что он не тянется и не поётся).
- Правильно. Наш язычок делается в ротике комочком и не даёт воздуху свободно выходить и петь этот звук. Попробуйте ещё раз произнести. А каким цветом мы его обозначим? (Синим цветом)
Выставляется символ звука [к].
в) Игра «Поймай дождик в ладошку» На доску выставляется картинка капелька.
- Ребята, а давайте встанем и поиграем с капельками дождя. Поймайте их себе в ладошку. Хлопните, когда услышите звук [к].
а у к и о э к к а к;
б к м н к к п д к т.
Молодцы.
г) Игра «Помоги курочке» .
- Смотрите, ребята, к нам пришла курочка. (выставляется картинка курочки)
Она очень расстроена, потому что потеряла своего цыплёнка. Курочка грустная кудахчет:
-«Ко-ко-ко» (грустно)-покудахчем как курочка (дети вместе и по одному произносят ко-ко-ко с грустной интонацией).
- Она испугана, нет нигде цыплёнка- «ко-ко-ко» (испуганно);
- Вот она его увидела и удивилась- «ко-ко-ко» (удивлённо); (выставляется картинка цыплёнка)
- Она очень рада, что он нашёлся - «ко-ко-ко» (радостно).
А знаете где он был? Он слушал песенку капелек!
д) Игра «Капелька».
- Повторяйте за мной песенку капелек.
-Кап-кап-кап (речь сопровождается ритмом, хлопая в ладоши).(Дети повторяют все вместе и по одному)
-Кап-кап-кап,
-Кап-кап-кап,
-Кап-кап-кап.
е) Игра «Лягушонок».
-Услышав нашу игру с капельками, прискакал лягушонок. (вывешивается картинка лягушонка).
Он вас зовёт играть в игру «Лягушонок» (дети встают по кругу и взрослый выбирает водящего, он встаёт в центр круга).
Дети произносят слова, двигаясь по кругу вправо и влево. Водящий стоит, закрыв глаза.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала ква-ква-ква.
Водящий должен угадать на слух кто его позвал, тот становится водящим.
ж) «Подарок лягушонка».
-А лягушонок для цыплёнка приготовил подарок, ведь цыплёнку так понравились капли со звуком [к].
В подарке лежат предметы со звуком [к]. Найдите из картинок, что положил туда цыплёнок? Послушайте внимательно и найдите все картинки.
Логопед называет слова и выкладывает картинки на ковёр. Дети слушают, затем подходят и выбирают каждый по 1 картинке со звуком [к], садятся на стульчики.
Картинки: веник, книга, танк, сок, банан, юла, дыня, кофта.
Проверяем. Каждый ребёнок выходит и называет слово, выделяя звук [к]. Картинки вставляются в окошечки на подарке.
з) Игра Дорожка из фигур»
Ребята, мы заигрались в стране звуков, пора нам возвращаться в сад, а пойдём мы назад по дорожке из фигур. Нам понадобятся такие фигуры: (дети встают за столы и достают из футляров фигуры, которые называет логопед)
Красный круг,
Зелёный квадрат,
Синий треугольник,
Жёлтый круг.
Я вам покажу дорожку, по которой мы вернёмся в детский сад, а вы её постройте. Будьте внимательны, запоминайте. Готовы?
(логопед открывает на доске дорожку фигур на 3 секунды и закрывает её).
Дети выкладывают. Проверяем. (1 человек называет фигуры, все проверяют).
Итог: Молодцы, все вернулись в детский сад.
Ой, ребята, а где мы были (в Сказочной стане звуков)
С каким звуком мы познакомились? (со звуком [к])
Какой звук [к], гласный или согласный? (согласный).
Во что и с кем мы играли? - что-то в моей голове всё перемешалось. (дети вспоминают и выкладывают картинки символы игр на доске в последовательности)
Рефлексия: А какое у вас сейчас настроение? Выберете смайлик своего настроения. (Дети берут смайлик с улыбочкой или грустный.).
Здорово, что у всех хорошее настроение! Звучит музыка «счастье».
Значит…
Мы придём сюда опять
Будем весело играть.
А во что? Нам неизвестно,
Только будет интересно!
Спасибо за занятие! (дети и логопед благодарят друг друга за занятие).