наталья дмитриева
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков «[С]» и «[Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки «с», «ц».
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей дифференцировать звуки, различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- Закрепить правильное произношение звуком с,ц.
Развивающие:
- Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
Воспитательные:
-Воспитывать внимание, активность.
Ход занятия:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
Артикуляционная гимнастика.
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
- Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (Со звука С)
А теперь произнесите звук протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика).
Давайте вместе попробуем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося с-с-с-с….
А теперь назовите мне слова, в которых есть звук с. (Дети поочереди называют слова)
Воспитатель: а теперь послушайте другую загадку:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат (Цапля)
С какого звука начинается слово «Цапля»? Попробуйте громко произнести звук «ц».
На что похож звук «ц»(Как стрекочет кузнечик).
- Давайте пострекочем, как кузнечики.
Воспитатель: А теперь назовите мне слова, в которых есть звук «ц»(дети поочереди называют).
Физкультминутка :
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, ниже потянулись.
.Ну ка плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Вправо – влево повернитесь
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель: А теперь послушайте скороговорки:
1. Са – СА – СА – в лесу живет оса.
С каким звуком чистоговорка(C)
2. цо – цо – цо – снесла курица яйцо.
С каким звуком чистоговорка?
(Каждую чистоговорку проговорить всем вместе, по одному, быстро, медленно).
Игра «Слушай – не ошибись».
Вы хорошо различаете звуки с и ц. А теперь послушайте внимательно и узнайте эти звуки в словах. На звук «ц» - хлопайте, на звук «с» - топайте.
(Собака, цирк, слон, яйцо, лицо, оса, цветок, цапля, лиса, усы, кольцо, борец).
Игра «Доскажи словечко»
Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами. В этом слове обязательно должны быть звуки с или ц.
- К нам в оконце светит (солнце)
- Слышу, лиса, про твои (чудеса)
- На болте живет длинноногая (цапля)
- На лужайке прыгают длинноногие (зайцы)
- У машины четыре (колеса)
Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием! А теперь послушайте стихотворение:
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица.
Над цветком пчела кружится.
Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз (читает ещё раз)
Далее воспитатель читает по одному предложению и просит детей найти в тексте слова со звуками с или ц.
Подведение итогов:
Воспитатель:
- Скажите, какие звуки мы сегодня учились различать?.
- Что вам понравилось?