марина михуткина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе
звук [ш], буква Ш.
Цель: знакомство со звуком и буквой Ш.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе „Звук [Ш], буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Образовательные задачи: Формировать правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Познакомить с буквой Ш.
Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: домики для звуков, символ звука – ш, буквы Ш. Игрушка: мышка Шуша. Картинки с одеждой, 2 цветка (весёлый и грустный).
Раздаточный материал: задания на листах бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Оргмомент. (1 мин.)
Психологический настрой
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
II. 1. Введение в тему. (2 мин.)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Послушайте стихотворение.
Шмель и шершень дружно жили,
На машинке швейной шили,
Шапки, шарфики, штаны,
Небывалой ширины.
Какой звук вы слышали чаще всего? -ш
- Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришла мышка Шуша.
- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышка?
– Верно, это звук [ш].
Сегодня на занятии мы
будем знакомиться со
звуком [ш]. но перед
этим мы вместе с
мышкой сделаем
артикуляционную
гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика. (3 мин.)
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили свои мы верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
- Молодцы ребята. Проходим за столы.
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)
Ребята, мышка Шуша шалунишка она залезает за ширму и шуршит там: шур – шур – шур.
– Ребята, как шуршит мышка Шуша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов? -ш
– Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на дудочку.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается
к небу, за верхние зубы.
А какой воздух – теплый
или холодный выходит изо
рта, когда мы произносим
звук [ш]? Поднесем ладонь
ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Ребята, а звук [ш] какой он :
гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш]
согласный. При его
произношении есть
преграда – зубы,
пропеть мы его не сможем как например гласные звуки а,о,у,ы,и,э,ю
(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)
- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).
- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).
- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).
- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный).
Д/И «Определить лишнее слово» (3 мин)
- Ребята предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова, а вам нужно определить лишнее слово, в котором нет звука -ш
Кувшин, стул, карандаш
Шар, шоколад, флаг
Снег, калоши, лошадь
Машина, каша, шнур
6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)
-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Ребята послушайте пожалуйста слова которые я назову, вам нужно определить где находится звук -ш.
Вначале, середине или конце слова. (шоколад, машина, карандаш)
7. «Оденем мышку». (2 мин)
- Наступают холода, а значит приближается какое время года? Зима.
Мышке Шуше холодно зимой. Давайте подберём одежду.
- Но, в названии одежды должен быть звук -Ш и она должна быть зимней.
(Перед детьми картинки с одеждой, дети выбирают, ту одежду в которой есть звук -ш)
8. Знакомство с буквой Ш. (1 мин)
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? (гребешок) Каким цветом мы будем обозначать согласные буквы (синим).
9. «Выложи из палочек букву Ш». (2 мин)
Ребята предлагаю вам выложить из палочек букву Ш.
11. Физкультминутка «Что там чудится в тумане» (2 мин.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Ребята для вас есть ещё одно интересное задание, но прежде, чем мы к нему приступим нужно подготовить к ваши руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика (1 мин.)
Весёлая мышка перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив мышат позвала,
Им корочку хлеба дала пососать,
Погладила всех и отправила спать.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какой он согласный или гласный? Каким цветом обозначается?
Задание рисуночное. (3 мин)
Итог (1 мин)
Оценка речевой деятельности.
- Ребята вы сегодня прекрасно занимались. Я вами очень довольна. Как вы думаете какой цветок можно подарить Мышке Шуше, чтобы она могла запомнить наше занятие? (Весёлый или Грустный).
- Весёлый