Лариса Бондарева
Конспект занятия по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: - формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
Публикация «Конспект занятия по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс, исследовательская деятельность совместно с родителями «Как сохранить здоровые зубы», изготовление родителями дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», рассказ воспитателя «Научная лаборатория».
Оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор;
обозначения центров научной лаборатории: «Центр слуха», «Центр зрения», «Центр обоняния», «Центр вкуса», «Центр осязания»;
баночки с различными наполнителями для воспроизведения различных звуков;
карточки с геометрическими фигурами; конусы для экспериментальной дорожки, лэтбук «наши глаза»;
емкости с водой разного вкуса, одноразовые тарелочки, макет зубов, стенгазета «Как сохранить здоровые зубы»;
видеокамера.
Для детей : индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», цветные карандаши; повязки для глаз; контейнеры с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе, тарелочки с соответствующими картинками; шапочки для каждого ребёнка; одноразовые ложечки для пробы; подносы с набором тканей разной фактуры.
Материал к ОД:
Видеописьмо на мультимедийном экране;
фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;
Ход ОД
I. Вступительная часть
Воспитатель: (1 слайд) Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим. (Просматривают на мультимедийном экране.) «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: (слайд 2)Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)
II. Основная часть:
«Центр слуха»
Воспитатель: Ребята, мы находимся в первом научном центре, как он называется, вы сейчас узнаете, а для этого посмотрим мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука.) О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши. (Слайд № 3)
В. : Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, этот орган чувств очень важен для человека. В первом научном центре мы будем исследовать орган слуха. (Открываю табличку – обозначения научного центра).
Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд № 5)
А хотите проверить, что умеют наши уши? (Ответы детей)
У вас на столе стоит 3 баночки разного цвета (синего, красного, зелёного). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете это услышать. Я потрясу баночку, а вы постарайтесь определить, что лежит у неё внутри. А чтобы не забыть, где что лежит, мы отметим это на карточках. Например: вы считаете, что монеты лежат в красном цилиндре, значит, цилиндр напротив рисунка монет закрашиваем карандашом красного цвета. Внимательно слушайте. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим экспериментом.
А теперь посмотрите на экран и ответьте на вопрос: что вредно для нашего слуха, а что полезно? (Ответы детей. Вредно: слушать громкую музыку, ковырять карандашом, ходить зимой без шапки. Полезно: мыть уши каждый день, слушать приятную музыку, когда холодно одевать шапку).
«Центр зрения»
Приглашаю вас в следующий научный центр. А что здесь мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. Для этого отгадайте загадку: (слайд 9)
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса помогают нам (глаза) (Ответы детей, слайд №10)
В. : Молодцы! Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.
Мы в «центре зрения». В нём мы тоже будем проводить исследования и эксперименты. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас на экспериментальную дорожку. Ребята, разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Вам нужно пройти кривую дорожку. Впереди идёт ребёнок с завязанными глазами, а позади без повязки, он управляет впереди идущим. Затем меняемся местами и возвращаемся обратно.
Воспитатель: Легко ли было пройти по дорожке без повязки? А с завязанными глазами? Почему? (Ответы детей).
А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Вот это да!
А теперь посмотрите на экран, определите, что вредно для наших глаз? А что полезно? (Ответы детей. Вредно: тереть грязными руками глаза; неосторожно обращаться с острыми предметами; близко и долго смотреть телевизор. Полезно: есть овощи и фрукты; гулять на свежем воздухе.)
Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
«Центр обоняния»
А теперь я вас приглашаю в следующий научный центр. Давайте-ка отгадаем, как он называется? (Слайд № 14)
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский … (нос). (Ответы детей). (Слайд №15)
Молодцы, правильно. Нос - это орган обоняния, поэтому его мы и будем исследовать в этом научном центре. (Открываю табличку).
Предлагаю провести эксперимент «Найди по запаху». На столе стоит тарелочка с контейнерами с различными продуктами внутри. А какие продукты в них находятся, мы определим по запаху и положим контейнер в тарелочку с изображением данного продукта.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с данным экспериментом. А может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)
Посмотрите, ребята, как необходим для нас орган обоняния. Ребята, а назовите самые главные правила гигиены носа. (Ответы детей : не простужаться, пользоваться чистым носовым платком или салфеткой).
Ребята, хотите провести ещё эксперимент? Ну, тогда мы отправляемся в следующий научный центр. Ребята, о чём моя следующая загадка?
Всегда он в работе, когда говорим.
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык). (Слайд № 17)
Правильно, ребята, мы попали в «Центр вкуса». (Открываю табличку «Центр вкуса»).
Возьмите ложечки, попробуйте, какая вода в контейнерах? ( Ребята определяют вкус воды: солёная, сладкая, кислая.) С помощью чего мы определили вкус воды? ( Ответы: с помощью языка) (Слайд № 18).
Молодцы, ребята, теперь вы убедились, что орган вкуса тоже очень полезен для нас.
А ещё, чтобы язык был здоровый, нужно, чтобы его окружали здоровые зубы. (слайд 19) Я знаю, что вы все дома чистите зубы. А сейчас мы с вами посмотрим, правильно ли вы это делаете. Тогда проходите за столы. (Ребята подходят к столу, на нём лежат расчёски, с нанизанной на зубья ватой и зубные щётки). Ребята, представьте, что это ваши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Возьмё м зубную щетку и будем чистить вот так: справа - налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
Молодцы! Теперь, я уверена, что ваши зубы всегда будут здоровыми.
«Центр осязания» А впереди нас ждёт следующий научный центр. Давайте присядем на ковёр и отгадаем, как он называется. (слайд 20)
Загадываю загадку: Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши (руки) Молодцы! (Слайд № 21).Это верный ответ. И мы с вами оказались в последнем научном центре, «Центре осязания», где проведём исследование с помощью рук.
Перед нами поднос с набором тканей разной фактуры, потрогайте ткань и выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Расскажите, какая у вас ткань? Всё это почувствовать вам помогли руки.
А чтобы руки нам помогали всегда за ними нужно ухаживать. Ребята, а как нужно ухаживать за кожей рук (Мыть тёплой водой с мылом, если кожа рук в этом нуждается, использовать крем, когда холодно, надевать перчатки; стараться не травмировать кожу.)
Ребята, встаньте и посмотрите, мы с вами посетили все научные центры и исследовали все органы чувств. (Слайд №23)А теперь можете определить, какой из органов чувств самый главный и нужнее всех человеку? (Предположения детей). Да, ребята, Для человека важны все органы чувств одинаково. Читаю стихотворение:
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о наших органах чувств, думаю, что вам не составит труда ответить на все вопросы робота. Я приглашаю вас в видеостудию, где мы запишем ваши ответы на камеру и отправим видеописьмо по электронной почте. Но чтобы робот всё понял, говорить будем по одному, не перебивая друг друга. (Записываю ответы детей на видеокамеру.)
Вопросы: С помощью чего мы видим?
С помощью чего мы слышим? Для чего нам нужен язык? Что мы делали руками? Какую роль играет в нашей жизни нос? Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир? Какой орган из них самый важный? Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств? (Ответы ребят).
Спасибо, ребята, а теперь мы снова станем обычными детьми и отправимся в свою группу. (Ребята снимают шапочки).