Боброва Нина Владимировна
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет : Окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тип урока : объяснение нового материала
Тема : «Органы чувств»
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств
Задачи:
-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; формировать ЗОЖ; воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью; санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Органы чувств“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
-учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД :
1) Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности)самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
2) Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий а процессе организации осуществления сотрудничества
3) Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения
4) Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Оборудование: презентация «Органы чувств», платок, морковка, яблоко, картошка, сыр, карточки.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
-Встали все красиво у парт, поздоровались…
Послушайте стихотворение –напутствие на урок :
Слайд2
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по материалу, изученному на прошлом уроке.
Слайд 3
Какие органы человека вы знаете?
Какую работу они выполняют?
Что такое система органов? Приведите примеры.
Какая система управляет деятельностью организма?
Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
2. Тест.
1. Как называются части человеческого организма?
А) органы
Б) куски
В) отделы
2. С помощью какого органа человек дышит?
А) печень
Б) сердце
В) лёгкие
Г) желудок
3. С помощью какого органа человек переваривает пищу?
А) печень
Б) сердце
В) лёгкие
Г) желудок
4. Как действуют в организме органы здорового человека?
А) каждый сам по себе
Б) согласованно
В) каждый старается вырасти как можно больше
5. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
А) физиология
Б) зоология
В) анатомия
6. Что называют системой органов?
А) органы, расположенные рядом
Б) органы, выполняющие общую работу
В) органы, расположенные друг под другом
7. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий
В) стройный, сильный, ловкий, статный
3. Проверка теста. Слайд 4
(1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в)
3. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации) Слайд3
Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Мы и наше здоровье)
Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта. А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
Давайте поставим цель нашего урока.
Для чего мы сегодня собрались?
Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи?
Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
4. Открытие новых знаний
а) орган зрения
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Слайд 5.
Правильно, глаза. Глаза-орган зрения.
Задание №1
Посмотрите друг дружке в глаза. Какой он формы? (круглой)
За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком»
Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная – это радужка.)
Какого цвета радужка у Алёны? У Никиты?
Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?
Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите (зрачок)
Глаза-самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть. Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глаза.
Хорошо, спасибо ребята, а какие правила мы должны выполнять, чтобы глаза были всегда здоровыми?
Слайд 6
Памятка
Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.
Молодцы, прервёмся на физминутку для глаз (Слайд 7)
«Полёт бабочки»
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
«Моргание»
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч. 15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
б) орган слуха
О каком органе следующая загадка?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз. (уши)
Слайд 8.
Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.
Игра «Узнай по голосу»
-Завяжем Данилу глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Данил должен определить, кто его позвал.
Игра «Опознай предмет по звуку»
1 человек с завязанными глазами опознаёт предмет по звуку (погремушка, колокольчик, скрип двери, хлопок и т. д.)
Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки)
Откройте учебник и самостоятельно прочитайте памятку на с. 127 о том, как нужно беречь уши.
Нужно ли беречь орган слуха? Как?
в) орган обоняния
Слайд 9
А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху. ( учащийся выходит к доске с завязанными глазами определяет запахи: лук, лимон, чеснок, хлеб)
Какой орган помогает нам определять запахи?
Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
Почитайте памятку в учебнике на с. 127. Найдите определение, что такое ОБОНЯНИЕ. Запишите в рабочую тетрадь.
г) орган вкуса
Слайд 12
Загадка:
Всегда он в работе
Когда говорим
А отдыхает когда мы молчим. (язык)
По-научному –это орган вкуса. Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Игра «Угадай, что во рту»
Нам понадобится: нож, платок, кусочки моркови, яблока, картошки, сыр. Завяжем 1 человеку глаза и будем давать по кусочку каждого продукта. Сможет ли он определить, где какой продукт?
Снаружи я зык покрыт множеством сосочков. Они ощущают, что попало в наш рот. Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса. Прочитайте памятку в учебнике на с. 128.
Физкультминутка
д) орган осязания
Слайд 14
Игра «Чудесный мешочек»
Нужно с закрытыми глазами определить предмет в мешочке.
С помощью какого органа ты почувствовал разницу между предметами? (кожа)
Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль. В учебнике на с. 128 найдите определение,что такое осязание и запишите в тетрадь.
Нужно беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.
Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то как будут называться все эти органы?
(Органы чувств)
Посмотрите и запомните названия органов.
А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
5. Графический диктант.
1. Нос-орган обоняния.
2. Ухо – это орган слуха и равновесия.
3. С помощью языка человек осязает окружающий мир.
4. Язык позволяет нам ощущать разность температур.
5. У человека 7 органов чувств.
6. С помощью ушей различают голос и звук.
7. Кожа помогает человеку осязать мир.
8. Язык-это орган вкуса.
9. Вредные привычки помогают человеку.
10. Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир.
(+, +, -,+, -,+, +, +, -, +)
6. Закрепление изученного. Слайд 15
7. Рефлексия
Итак, перечислите органы чувств у человека?
Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
Кому было комфортно на уроке работать?
А кому было трудно?
Сообщение классу итогов работы на уроке.
8. Рекомендуемое Д\З
Д/З с 126-129 пересказ. Раб тет. № 3 с 74.
Урок закончен, всем хорошего настроения.