Заркуа Алена
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Ветер, ветер, ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Задачи:
Образовательные:. Расширить кругозор детей, представление детей о таких природных явлениях как ветер и его разновидностях: ураган, буря, смерч,а также с некоторыми правилами безопасности.
Развивающие : Развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; активизировать мыслительные процессы.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Ветер, ветер, ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные : Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе, умение видеть её красоту.
Речевое развитие: Пополнять и активизировать словарный запас детей; учить подбирать однокоренные слова и образовывать новые слова с помощью суффиксов; упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер», составлении распространённых предложений.
Познавательное развитие: Формировать основы естественно - научных и экологических понятий через экспериментальную деятельность.
Физическое развитие: Развивать у детей органы дыхания с помощью упражнений дыхательной гимнастики; развивать сильный плавный ротовой выдох.
Оборудование: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен.
Ход занятия:
Воспитатель :
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке. Все вы с ним не раз встречались. Послушайте и постарайтесь отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
— Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
— А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)
— Может ли ветер навредить человеку? (Иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
— Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
— Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СИЛЬНОМ ВЕТРЕ
(Дети рассматривают иллюстрации и вместе с воспитателем составляют правила безопасного поведения).
• Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
• Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
• Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
• Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Воспитатель : - Подумайте и скажите, как мы можем назвать ветер, который очень слабый, ласковый? (Ветерок, ветерочек).
- А если ветер сильный, очень резкий? (Ветрище).
— В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
- Что вы представляете, когда слышите слово «буря»? Какой бывает буря?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Игра «Деревья и ветер»
Дети изображают деревья. Педагог рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения.
— На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
— И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
Воспитатель :
— Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)
Работа с картинками
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.
— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
Физкультминутка
Руки подняли, покачали ими – это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад…
Соответствующие движения руками.
Опыт с вертушками.
— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?
Опыт с веером
— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.) А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух – движется.
Воспитатель :
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого…
А теперь я вам предлагаю продолжить наши наблюдения за ветром на улице на нашей метеоплощадке.
— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
— Какой сегодня ветер? Почему?