Ирина Грищук
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Ветер, ветер, ты могуч» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, с ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека;
• развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи;
• расширять и активизировать словарный запас детей;
• воспитывать наблюдательность, интерес к окружающей жизни, её явлениям.
Словарная работа: лиходей, сквозняк, конвейер.
Индивидуальная работа: разучить стихотворение А. Костецкого «Февраль» с Викой К., текст физкультминутки с Региной Н.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Ветер, ветер, ты могуч“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование и материалы: рисунки и иллюстрации с изображением ветреной и безветренной погоды, альбомная бумага, фломастеры, цветные карандаши, 2 свечки, спички.
Ход занятия:
- Ребята, сейчас я загадаю загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
«Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!»
«Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?»
- Ребята, а что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. п.)
- Да, ребята, ветер многое умеет делать. А может ли он навредить человеку?
(иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза, переворачивает автомобили, корабли)
- А как ветер помогает людям? (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т. д.) Растениям? (разносит их семена)
- Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником или злым колдуном. А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (сильным, слабым, приятным, ласковым, тихим, колючим, прохладным, тёплым, освежающим, нежным, неприятным, быстрым, незаметным, жарким и т. д.)
- В чём разница между словами «ветер», «ветрище», «ветерок»? Чем отличается зимний ветер от весеннего, летнего, осеннего? Послушайте стихотворение о зимнем ветре поэта А. Костецкого «Февраль», читает Вика К.
«Февраль»
А. Костецкий.
Знай, свищет ветер – лиходей,
В позёмке прячет след звериный,
Взвывает над лесной рябиной,
Остатки ягод рвёт на ней.
Что из норы, что из дупла
Лесным жильцам в такую стужу
И нос не высунуть наружу:
Уж больно вьюга нынче зла…
Лишь старый дуб скрипит – поёт:
-Ну и чудак ты, ветер зимний,
Как ни шуми, как не грози мне,
Ведь всё равно весна вот – вот!
- Дети, как вы поняли слова «ветер - лиходей»? (злодей). Каким бывает такой ветер?
- Ребята, давайте рассмотрим картинки, на которых изображена ветреная и безветренная погода. … выберет рисунки, где есть ветер, а … – где нет ветра. Как догадались?
- А кто из вас сможет нарисовать ветер? Это трудно сделать, потому что он всё время прячется, он невидим. Придумайте, как отразить ветер на рисунке в разное время года? (вызываю 2 детей рисовать)
- Пока ребята рисуют, Регина проведёт с вами небольшую разминку.
физкультминутка
«Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
Два – наклон,
Зашумел листвою клён!»
(дети выполняют соответствующие движения 2-3 раза)
- Рассмотрим рисунки, справились ребята? Какое время года и какую погоду нарисовали?
- Ребята, а как можно обнаружить ветер? Посмотрите в окно, есть ли сегодня ветер? Можем ли мы прямо сейчас пригласить ветер в гости? (устроить ненадолго сквозняк, поздороваться с ветром).
- Кто знает, откуда берётся ветер? (ответы детей)
- Хотите узнать одну из тайн природы: как рождается ветер?
опыт со свечами
- Я зажигаю свечки, подношу их к приоткрытому окну, одну ставлю на подоконник внизу образовавшейся щели, а другую подниму повыше. Куда «наклоняется» пламя свечей? (нижней – внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? (дать время подумать)
- У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (ведь он замёрз, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу, а внизу – холодным (он ползёт к нам погреться). Получается, что «один» воздух «тёплый», движется вверху, а другой, холодный, движется внизу, навстречу тёплому. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
игра "Ветер в комнате"
- Мальчики у нас будут холодным ветром, как и куда они будут двигаться?
(от окна по низу)
- Девочки – тёплый ветер, как и куда будут двигаться они? (к окну, на носочках, подняв руки вверх)
- Ребята, а как называется такой ветер в комнате?
- Для чего мы иногда устраиваем «сквозняк»?
- Можно ли людям долго находиться на сквозняке? Почему мы проветриваем комнату, когда в ней нет людей, для чего?
- А может ли человек своими руками сделать ветер? Какой предмет придумали люди уже давно, чтобы использовать в жаркую погоду для прохлады? (веер, опахало) А какие бытовые приборы сегодня используют в квартирах? (вентилятор, кондиционер)
- Мы тоже можем сами себе сделать своими руками маленькие ветерочки – вееры.
конструирование из бумаги "Вееры"
- Бумагу будем складывать гармошкой, хорошо проглаживать сгибы. Возьмём его за один конец, веер готов. Кто успевает, может раскрасить его фломастерами или цветными карандашами, чтобы он был нарядным и весёлым!
- Вот какая у нас фабрика по производству вееров, настоящий конвейер, никто не сидит без дела, все работают, делают своё!
«И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся -
Людям легче дышится!»
- Итак, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили, что интересного узнали?