Зарема Кадзаева
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ФЦКМ
в старшей группе
Тема: "Ветер-невидимка"
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 6 г. Беслана»
Кадзаева З. М. 2016г
Цель : Уточнение представлений детей о ветре, его значений в природе и жизни людей.
Программное содержание : Закрепить знания детей о ветре, как о природном явлении, его особенностях и значении для человека и окружающего мира. Продолжать учить самостоятельно делать вывод и обобщения устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх.
Публикация «НОД по ФЦКМ в старшей группе „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать самостоятельность, активность, умение детей сравнивать, сопоставлять, развивать наблюдательность, мышление. Развивать монологическую речь. Закрепить умение пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами. Научить детей изображать ветер с помощью воздуха, использую элемент ТРИЗа.
Воспитывать культуру поведения, коммуникативного общения. Повторить правила безопасности при пользовании электроприборами.
Ход занятия:
1. -Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю.
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно,ума набираться!
-Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее:
Он бескрылый, а летает.
Безголосый, а свистит.
Груши с веток обрывает-
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
(Ветер)
-Как вы думаете. ребята,о чем мы сегодня поговорим?
(о ветре)
-Почему ветер называют невидимкой?
(Ветер нельзя увидеть глазами).
(Его можно почувствовать).
-Какой бывает ветер?
(Ветер бывает сильный, слабый, холодный,обжигающий,свирепый, теплый, колючий, злой, пронизывающий.)
2. -Ребята, как можно узнать, дует ли на улице ветер. ( Нужно посмотреть в окно :если веточки деревьев качаются,листочки шевелятся, значит ветер есть, а летом кружатся вертушки.)
-Давайте подойдем к окну и посмотрим,есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описываю свои наблюдения и делают вывод, ветреная сегодня погода.
3. - А что умеет делать ветер (Гудеть в трубе,свистеть, освежать,дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)
- Много разных дел может делать ветер - хороших и плохих. Есть у меня картинки,на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться о каком ветре идет речь - о добром или о злом. (2 мольберта с картинками).
Игра "Ветер добрый","Втер злой ".
Выбираются двое детей. После выполнения задания, остальные дети проверяют правильность отбора картинок.
- Почему ты считаешь, что эта картина с изображением доброго (злого) ветра.
4. Физминутка : (волшебная палочка)
- У меня есть волшебная палочка -превращалочка. Она может превратить вас в кого угодна. Встаньте свободно:
Чики - чики - превращалочка,
Игра - превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
Дети " превращаются в деревья.
Дети и воспитатель (вместе) :
Наши ноги -это корни,
Наше туловище -ствол,
Наши руки -это ветви,
Наши пальцы - это листья!
Имитационная игра "Дерево "
- Подул летний ветерок - зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками).
- Усилился ветер -затрепетали,закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
- Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев,гнет их стволы,клонит к земле кроны (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).
- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).
- Воспитатель (взмахивает палочкой) : Пусть деревья станут ребятами! (Дети снова рассаживаются).
5. - Ребята, посмотрите какой у меня интересный обруч.
- Подуйте на бабочек. Что ними происходит (летают, шевелятся двигаются).
- Что же такое ветер? (это движения воздуха).
- Правильно -это колебания воздуха.
- Можно ли создать " искусственный" ветер?
Да для этого нужно заставить воздух двигаться -помахать рукой, подуть друг- на друга, помахать веером, включить вентилятор, кондитионер).
- Я сейчас раздам вам веера.
-Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок,чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение (дети обмахиваются веерами).слегка потом сильнее.
-В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера.
Какие электроприборы в наше время создают искусственный ветер (Вентилятор,кондиционер,фен.)
- Сейчас я их включу и покажу как они работают. (включить вентилятор) (дети не должны включать сами электроприборы).
6. - Ребята, а теперь давайте отправимся к морю. Закройте глаза (шум моря)
- А теперь откройте глазки.
- Представьте себе, что это наше маленькое море.
-Какое сейчас море (спокойное).
- Почему вы так решили (На море нет волн, вода не движется).
- Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны. (надо подуть на воду. Дети дуют на воду, образуются волны).
- Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
-Ребята,спустим на воду маленький кораблик.
-Что должно произвести,чтобы кораблик поплыл?.(Надо чтобы подул ветер. Дети дуют на кораблик. Он начинает двигаться.)
Давайте вспомним стих А. С. Пушкина про кораблик:
" Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах "
-Из какой сказки этот отрывок? (о царе Султане). И К Т на экране показать парусные корабли.
- Но ветер не только друг морехода.
- Что может случиться с корабликами, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм (Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель).
- На парусных кораблях плавали очень отважные люди. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану ходят большие и надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
- А если бы вам можно было на какое то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали (ответы детей)
7. - Почему?
- А сейчас я вас познакомлю с художниками которые рисовали морские пейзажи.
- Затем дети выполняют коллективную работу.
- А теперь закроем глазки и снова вернемся в детский сад. (шум моря).
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Какое открытие вы для себя совершили?
- А я хочу похвалить всех детей.
- ребята, давайте еще раз послушаем шум ветра,закройте глаза и послушайте.
Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.
- Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок (ветер наверное).
-Да в нем что -то есть!
-Это же свистульки!
-Наверное ветер захотел, что бы вы с его помощью свистели, и поиграли.
Воспитатель дарит детям свистульки. (Попрощаться с гостями).